Найти в Дзене
Владимир Гирин

Три моста. Взгляд сквозь время.

Оглавление

"Мост — искусственное сооружение, возведённое через реку, озеро, овраг, пролив или любое другое физическое препятствие. Мост, возведённый над дорогой, называют путепроводом, мост через овраг или ущелье — виадуком". (Википедия).

И опять память унесла меня в мой любимый город. Пересматривая старые фотографии мне захотелось рассказать о трёх главных мостах в истории города Ухты.

Для начала небольшое лирическое вступление. Что такое мост через реку для города вполне понятно. Но ведь он не столько соединяет противоположные берега, сколько сближает живущих на разных берегах людей. Снимает разобщение, делает отношения теплее и ближе.

В городе всего две водные артерии – реки Ухта и Чибью. Последнюю, кстати, сегодня уже с трудом можно назвать рекой, но в прошлом и хариус в ней водился, и искупаться можно было, я уже не говорю о том, как Чибьюшка до сих пор разливается по весне, – как вполне серьёзная река. Так что без мостов - ну ни как.

Весеннее половодье. Река Чибью
Весеннее половодье. Река Чибью

А вы когда нибудь, задумывались, сколько в вашем городе и окрестностях мостов и мостиков, - железнодорожных, автомобильных, пешеходных и что они значат для вас.

Но вернёмся к главной теме моего рассказа - мостах через реку УХТУ.

Старый мост

Первый капитальный деревянный мост через р. Ухту был построен в 1938 году. Строился он силами заключенных всего полтора года. Три главных пролёта и два въездных, целиком деревянный, фермы из круглого леса, ни грамма металла на конструктивные элементы, кроме стальных нагелей и стяжных болтов. Настил проезжей части и пешеходные мостки из доски. Для защиты быков моста во время ледохода были устроены ледорезы, тоже деревянные с обшивкой железом, внутренний короб засыпан бутом. С лесом проблем в Ухте в то время не было, да и вообще весь город до начала 50-х был деревянным. С техникой были трудности, поэтому бо́льшая часть монтажных работ производилась вручную.

Строится мост.
Строится мост.

Мост получился надежным и очень даже красивым.

-4

С правой стороны от моста расположился городской рынок, фотография и жилые одноэтажные домики, а слева, между мостом и впадающей в Ухту речкой Чибью был устроен пляж, который стал любимым местом отдыха ухтинцев. В детстве мы с друзьями бегали туда купаться и загорать. Под мостом на одной из опор, там где поглубже, была устроена нырялка. А смельчаки прыгали в реку даже с перил моста.

Вид на мост и городской пляж. Начало 60-х.
Вид на мост и городской пляж. Начало 60-х.

Мост связал город с рабочими посёлками и лагпунктами на противоположном берегу, аэропортом и сажевым заводом в посёлке Сосновка (будущий г. Сосногорск).

-6

Дерево очень хороший строительный материал, однако, со временем и оно стареет. Все деревянные конструкции моста через Ухту работали в тяжёлых условиях: переменная влажность, экстремальные температуры, до -40°С зимой, растрескивание и гниение древесины в местах соприкосновения с водой. С каждым годом содержание моста и его ремонт становились всё более трудоемкими и дорогими. Возникла острая необходимость строительства нового современного (по меркам того времени) моста.

Прослужив людям 33 года, в 1971 году, в ночь на 27 июля, деревянный мост был сожжён. А в памяти ухтинцев он остался как «старый мост».

-7

Новый мост

Естественно новый мост начали строить раньше чем сожгли старый. Строился он чуть выше по течению и был надёжным и железобетонным, с двухполосным проездом, без всяких украшений и архитектурных изысков.

Опоры нового моста.
Опоры нового моста.

Возвели его очень быстро, чуть больше чем за год. В декабре 1970 г. по нему уже во всю ездили машины. Он и сейчас соединяет два берега, но честно говоря, я даже не знаю, используется он по назначению или нет. Ну разве что как пешеходный. Все транспортные потоки сегодня идут по новой транспортной магистрали – путепроводу, который построили в 1986г.

Мост через р.Ухту. Наши дни.
Мост через р.Ухту. Наши дни.

Путепровод

В 70-80-е годы Ухта интенсивно развивалась. Строились жилые кварталы, дороги, открывались новые промышленные предприятия. Город стал базой для освоения Вуктыла, Усинска и других северных месторождений и не только в Коми АССР. Нефтяники и газовики осваивали Харьягу, Ямал и продвигались дальше, к Северному Ледовитому океану. Значительно увеличилась автотранспортная нагрузка на городские дороги. Две дорожные полосы моста уже не справлялись с кратно возросшим количеством машин. Вначале 80-х городскими властями было принято решение о строительстве новой транспортной развязки и объездной автодороги.

Путепровод строится. фото 1984г.
Путепровод строится. фото 1984г.
Путепровод почти готов. Скоро открытие. 1986г.
Путепровод почти готов. Скоро открытие. 1986г.

Строительство шло почти 4 года, были построены путепровод и два моста через реку Ухту. В 1986 году их торжественно открыли для проезда автотранспорта.

Сегодня это самая загруженная городская магистраль и от этого у путепровода много проблем. Построенный 36 лет назад, положенного через 25 лет капитального ремонта путепровод так и не увидел и сейчас остро в нем нуждается. Вода со временем камень точит, а бетон с асфальтом и подавно. А извечная беда (беда всех мостовых сооружений) – деформационные швы, уж больно напрягают ухтинских водителей. И, тем не менее, стоят и путепровод, и мост, и идёт по ним непрерывный поток машин.

Путепровод. Наши дни.
Путепровод. Наши дни.

Ну, вот вроде бы и всё, что я хотел рассказать о трёх мостах.