Найти тему
Metal Hammer 80's

Metal Hammer о советских металлистах

Перевод из журнала Metal Hammer DE 1987, № 12, стр. 28-32

Страница журнала Metal Hammer
Страница журнала Metal Hammer

Секретность Советского Союза известна во всех сферах жизни, так откуда же нам знать, что там есть метал-сцена. Чтобы так думать, у нас должны быть доказательства, подтверждающие это. Советский рок выходит из подполья. После того, как рок-музыка была запрещена в течение многих лет, российская молодежь теперь может следовать за своими любимцами, и это, как правило, хэви-метал группы. Они готовы отдать последнюю рубаху за хэви-метал-сувенирку - календари, плакаты и другие необходимые атрибуты для металлиста. "Раньше была тяжелая жизнь, а теперь у нас тяжелый метал" - последний лозунг московской молодежной сцены. Русская рок-музыка и ее деятели действительно переживали тяжелые времена в последние два десятилетия, и это продолжалось до начала восьмидесятых. Рок-музыкантам, которые пользовались некоторыми свободами в семидесятые годы, не разрешалось выступать. Они подверглись нападкам со стороны прессы, а также КГБ. На самом деле существовали черные списки групп. Советские власти рассматривали рок как подрывную деятельность, хитроумное пропагандистское оружие Запада. Официальный комментарий к рок-музыке состоял в том, что она была "монотонной, банальной и сомнительной эстетической ценностью".

Страница журнала Metal Hammer
Страница журнала Metal Hammer

Несмотря на эту неблагоприятную ситуацию, когда рок-группы могли существовать только в андеграунде, появились первые хэви-метал команды. Они назывались "99 процентов" и "Коррозия Металла", некоторые из этих групп даже преуспели в создании внушительной фэн-базы, играя концерты и распространяя кассеты со своими записями. Тогда никто не верил, что у этого вида музыки есть будущее.

Но все изменилось, когда весной 1985 года к власти пришел Горбачев. Началась так называемая гласность, принесшая новую эру свободы для культурной сцены СССР.

"Год великого прорыва" - так описал это один восторженный рок-журналист, имея в виду растущее число фестивалей, концертов и клубов. Власти даже основали государственный рок-клуб, чтобы помогать и поддерживать рок-группы.

С тех пор метал-сцена расцвела, и группы повалили как грибы после дождя. Группа "Ария" даже подписала контракт с государственным лейблом "Мелодия", и критики писали: "Это новое отношение к рок-музыке и хэви-металлу в частности - просто хитрый трюк, чтобы манипулировать молодежью и вернуть ее обратно в партию. Единственная функция государственного рок-клуба - контролировать молодежь".

Толик и Саша
Толик и Саша

Вокалист одной из андеграундных групп тоже отозвался об этом довольно цинично: "Музыканты и фанаты по-прежнему находятся под контролем властей. Это означает, что им приходится иметь дело с консервативными государственными служащими, которые все равно ничего не понимают. На самом деле они не поддерживают любительские группы, и почти нет площадок для выступлений молодых групп. Не хватает достойных инструментов, и они все еще подвергают цензуре тексты песен. Большинство гастролей убыточны, потому что организация настолько паршивая".

Вероятно, это так, потому что рок-бизнес в Советском Союзе только зарождается. - Есть противоречивые мнения, но, по крайней мере, теперь люди могут говорить об этом, - говорит Саша. Он является председателем клуба тяжелого металла в Москве, основанного год назад. На одной из вечеринок фанаты решили основать свой собственный клуб, но никто реально не думал, что они смогут это сделать. А через несколько недель появилась девушка по имени Валентина. Она была управляющим культурного центра в Москве и предложила ребятам организовать свой собственный хэви-метал-клуб как филиал Государственного рок-клуба. Так они и сделали.

Так что поклонники металла обзавелись собственным клубом и назвали его "Витязь", и вскоре он стал предметом для разговоров. Председатели клуба светились на телевизионные ток-шоу, давали интервью в прессе и вообще становились звездами в СМИ. Средства массовой информации в целом были поглощены этим новым явлением, "тяжелым металлом", и относились к нему с серьезностью, которой часто не хватает на Западе. Однако интерес прессы продлился недолго. Через несколько месяцев "неформалы", как их называли власти, снова были запрещены. Музыканты пытались исправить ситуацию, но за их концертами снова стала активно следить милиция. Но даже власть имущие знают по опыту, что можно запретить людям говорить, но не слушать. Они опасались, даже боялись "металлистов" (как они сами себя называли) точно так же, как на Западе опасаются рокеров и скинхедов.

Интервью
Интервью

Советский металлический фанат ничем не отличается от своего западного коллеги. Здесь есть обычные шипованные браслеты, серьги с черепами и джинсовые безрукавки. Крепкие парни в черной коже. Но они вовсе не нарушители спокойствия, как сообщает пресса. Было несколько тяжелых стычек с "люберами", молодежной бандой из Люберец в Подмосковье.

Люберы часто инициируют и провоцируют драки, но они находятся под защитой властей. Они хотят избавить Москву от "декадентской, западной грязи", но металлисты с этим не мирятся. В результате бандитской войны фанаты хэви-метала клеймятся как смутьяны. Фанаты тяжелого металла считаются символом недисциплинированности и в целом вызывают отвращение у каждого уважающего себя члена партии. Но металлисты - это безвредные, нормальные молодые люди, которые любят музыку, выпить и потусоваться на концерте.

Но сейчас власти пытаются использовать рок-концерты именно как отдушину для молодёжи, так как если подростки будут рубиться под метал, то они не будут представлять угрозы для стабильности государства. Таково мышление партии. Они надеются, что поклонники металла перерастут эту подростковую фазу. Но кто может сказать наверняка?

Страница журнала Metal Hammer
Страница журнала Metal Hammer

На самом деле металлисты сильно отличаются от большинства представителей рок-поколения. Их ряды постоянно растут. Москва - это не только столица СССР, но и центр советского хэви-метала. Наиболее популярная хэви-металлическая группа - "Черный Обелиск". Лидер группы, а также басист, вокалист и автор текстов - Толик, хороший шоумен и настоящий мачо.

- Это русский ответ Бон Джови, - с энтузиазмом сказала наша фотограф. Мы поговорили с Толиком и Сашей, председателем клуба тяжелого металла.

Русский Рок? На Западе об этом мало что слышно. Когда о нём заходит речь, нам говорят, что это не стоит слушать. Многие люди также думают, что вы просто копируете то, что делается на Западе.

- Ну, я думаю, что рок или хэви-метал - это международное явление. Потребность в такого рода музыке универсальна, поэтому утверждение, что мы просто подражаем, совершенно не оправдано, то же самое можно было бы сказать и о немецкой или японской сцене. И у нас тут есть свои особенности.

Сибирский метал-волк
Сибирский метал-волк

Разве ты не играл в какой-то джаз-рок-группе, когда тебе пришла в голову идея создать метал-группу?

- Да, это было между 1984 и 86 годами. Мне изрядно надоела такая музыка. Мне всегда нравился хеви-метал, и я только что написал песню. Мы сыграли ее, и она прозвучала довольно хорошо, поэтому я покинул группу и начал работать с "Черным Обелиском" в конце 85-го года.

Вы знали барабанщика, но у вас были некоторые проблемы с гитаристом.

- Хорошие гитаристы будут играть только за деньги, но в то время не было никаких денег, которые можно было бы заработать на тяжелом металле. Для такой музыки не было никаких перспектив. Играть со мной было даже опасно. Там всегда было много репрессий, так что найти хорошего гитариста было непросто. Мне потребовалось четыре месяца, чтобы разыскать его, а потом мы сразу же все вместе сыгрались.

Изменились ли твои идеи о группе?

- Немного. Поначалу мы склонялись в основном к хард-року. Моя любимая группа была Black Sabbath, но тогда у меня был довольно консервативный вкус, надо признать. Потом я начал слушать много металла, и это было только начало.

Метал-логово
Метал-логово

Вы играли вживую?

- Иногда. Люди любили нас с самого начала, хотя в то время было много конкурентов, таких как "Ария" и "99 процентов".

Саша сказал мне, что у группы с самого начала был большой поклонник.

- Я должен упомянуть талант Толика. Нет никого другого, кто мог бы создать такие эмоции. Вы можете видеть это на концертах. Они играют хороший хэви-метал, чтобы развеселить детей, а потом появляется Толик со скрипкой и играет классическую музыку. Свет горит, зрители сходят с ума. Девчонки кричат, а ты думаешь, какое отношение эта скрипка имеет к хэви-металу. Можно было бы подумать, что это успокоит публику, но происходит обратное. Дети взрываются.

Толик заводит публику, значит, даже играя на скрипке, но хэви-метал - это его настоящий стиль, его истинное лицо.

Саша: - Я был таким же, когда играл джаз-рок. Этот вид музыки трогает эмоции, которые мы можем понять и к которым можем относиться.

- Не только его личность делает группу такой популярной. Это и его стихи тоже. "Черный Обелиск" - единственная метал-группа во всей стране, где тексты песен и музыка находятся на одном уровне.

- Совершенно верно. Зрители всегда присоединяются к нам. Тексты песен написаны для зрителей. И ты это прекрасно понимаешь. Они знают, что этот парень на сцене - один из них.

«Шах» в действии
«Шах» в действии

Все, кто видел группу вживую, с этим согласны. Атмосфера на их концертах всегда отличная. Ребята делают отличное шоу на сцене, и зрители откликаются.

Толик: - Фанаты на концертах чувствуют, что мы с ними вместе, мне это нравится, и я могу это сделать.

Страница журнала Metal Hammer
Страница журнала Metal Hammer

Вы нашли свой собственный стиль с настоящим составом, хорошим имиджем, четкими звуками, с сильным акцентом на мелодию. Группа, безусловно, универсальна, с хорошей смесью баллад и пауэр-треков. Их энергия перетекает на аудиторию, так что все хорошо проводят время. Какую разницу вы видите между западной и советской лирикой?

- Я думаю, что наши московские музыканты превозносят музыку над текстами песен. Большинство песен хэви-метала посвящены ужасам, крови, вампирам и жестокости. Вот в чем главное отличие. Наши тексты посвящены повседневным вещам и особенно предназначены для наших людей. Например, моя новая работа - о рокерах.

Группа "Август"
Группа "Август"

Есть ли какие-то музыкальные различия между восточной и западной музыкой?

- Трудно сказать. Во-первых, западные группы гораздо более профессиональны. У них есть лучшее оборудование и лучшие студии с профессиональным персоналом. Это очень заметно. Группы на Западе могут экспериментировать гораздо больше. Они имеют больше возможностей и могут развивать свой собственный стиль, в то время как здесь многие группы звучат довольно похоже.

Тогда многие группы все еще копируют западные группы?

- На самом деле они неплохо справляются с этим, но вы должны учитывать, что у нас нет возможности увидеть вживую метал-группы из-за рубежа, так что аудитория будет благодарна, если ей посчастливится услышать хотя бы кавер-версии.

Несмотря на это, вам и некоторым другим группам удалось создать национальный метал-стиль?

- То, что вы называете национальным стилем - это в основном наш собственный язык. Для иностранцев это может показаться довольно странным, если поставить его с жестким гитарным риффом. В этом отношении я должен с вами согласиться. Русский рок, со своей спецификой - это прежде всего рок для русских. Но я не вижу больших музыкальных различий. Конечно, мы не можем сравниться с одной из американских супер-групп. У нас здесь совсем другие условия. Наши группы не работают на коммерческой основе. Музыканты почти не получают денег за свою музыку. Всё здесь в той или иной степени самодельное, так что все это действительно основано на энтузиазме.

«Ария»
«Ария»

В Советском Союзе не так уж много концертных площадок, особенно для рок-музыкантов. Есть ли с этим какие-то изменения?

- В наши дни существует действительно неограниченное количество площадок, даже больших сцен.

А что вы делаете, если хотите выступать?

- Все очень просто. Если кто-то из Ленинграда хочет нас видеть, он просто звонит мне и просит сыграть там. Тогда все зависит от того, хотим мы играть или нет.

Металлисты всех стран, объединяйтесь!
Металлисты всех стран, объединяйтесь!

Есть ли местные власти, которые не позволяют вам играть
потому, что они считают эту музыку нежелательной?

- Теперь уже нет. Если раньше это случалось довольно часто, но люди заметили, что они могут делать деньги на нас. Концерты хэви-метала всегда проходят с аншлагом.

Вы бы назвали себя профессионалами?

- Да. Я бы так и сказал.

У Саши другое мнение. - То, что люди на Западе называют профессионалами, здесь совсем другое. Профессионалы здесь - это привилегированные профессиональные музыканты, которые получают деньги на свои концерты и у которых нет другой работы. С музыкальной точки зрения "Черный Обелиск" может конкурировать со всеми этими официально раскрученными и платными музыкантами, но они идут другим путем, они не пытаются быть одним из тех профессионалов.

Толик согласился. - Они предлагали мне это несколько раз, но я не хотел становиться частью системы. Те музыканты, которые добираются до вершины, как "Ария", должны выполнять социалистические обязанности. Рок-профессионалы становятся чем-то вроде госслужащих, получают хорошую зарплату и привилегии, словно спортсмены. В этой стране стать профессиональной группой означает стать ручным и гладким, и ты должен петь песни, которые петь не хочешь.

Страница журнала Metal Hammer
Страница журнала Metal Hammer

Вот в чем разница на самом деле: рок-группы, которым платит государство, пытаются подражать западным стандартам, а потом появляются любительские группы, которые развили самостоятельный стиль рока.

Саша: - Конечно, они знают, что если они не профессионалы, то могут петь все, что им нравится. Поэтому они даже не пытаются стать профессионалами. Они играют для нас, для молодых людей, которые здесь живут. Я не хочу слушать песни, где поют: "Мир - это хорошо, а фашизм-плохо". Я сыт этим по горло. Мы хотим услышать песни о себе. О жизни. "Черный Обелиск" поет об этих вещах, и они будут продолжать делать это до тех пор, пока они не являются частью коммерческого механизма.

Метал-фэны из байк-клуба Black Aces
Метал-фэны из байк-клуба Black Aces

Появились участники другой группы, "Шах", и они тоже готовы ответить на некоторые вопросы. Группа была основана в 1985 году Антонио Гарсией и Андреем Сазоновым. "Шах" означает "император" или "вождь". Гарсия - настоящий испанец, Сазонов - чистокровный русский.

Антонио: "Когда я пою, я чувствую горы, лошадей…"

Они смеются. Их группа тоже когда-то играла хард-рок.

Почему вы решили вместо этого играть трэш-метал?

- Именно это нам и нравилось.

Есть ли какая-нибудь западная группа, с которой вы могли бы себя сравнить?

- Slayer - моя любимая группа, и они повлияли на мою работу. Наша музыка также довольно близка к Metallica.

Разве ваши тексты не так же важны, как ваша музыка?

- Мы знаем, что чувствуют фанаты и поём об этом, но язык рока - английский. Его звучание лучше всего соответствует музыке. Мы поем по-английски, но на Западе тоже так делают, например в Германии.

У "Шаха", конечно, нет никаких шансов получить контракт с государственным лейблом "Мелодия". Сожалеете ли вы о том, что здесь нет музыкальной индустрии, и чувствуете ли вы себя ограниченными как музыканты из-за этого?

- Нет, потому что это не наша цель - выпускать пластинки и зарабатывать много денег. У каждого из нас есть своя работа, и мы зависим от нее. Мы играем музыку, потому что нам это нравится, и у нас есть концерты, которые нам нравятся. Конечно, здесь трудно давать концерты, но мы уже привыкли к этому, так что теперь это нас не беспокоит.

«Металлаккорд»
«Металлаккорд»

Что скажете о группе "Коррозия Металла"?

Они смеются. - Давай не будем об этом говорить.

То же самое, что и "Ария"?

- Металлисты у нас делятся на тех, кто выше, и тех, кто ниже. Те, кто ниже - "металлюги", а мы - "металлисты". "Коррозия Металла" играет музыку для низов на самом низком уровне.

Саша: - Ты говоришь так, как будто ты сам святой отец, но в основном ты прав. "Ария" и "Коррозия" - это просто потребительские группы, детский сад.

Толик. - Мы не сочиняем такого рода музыку из-за публики или потому, что кто-то может под нее танцевать, а потому, что мы хотим делать музыку, которая исходит из глубины души.

Все соглашаются с Толиком, и мы решаем открыть еще одну бутылку водки по такому случаю. Мне говорят, что один номер "Метал Хаммера" здесь на черном рынке стоит не меньше трех бутылок водки. (как насчет обмена - прим. редактора).

«Слава труду!»
«Слава труду!»

- Но его хватает на дольше, - говорит Саша с усмешкой.

Следующий тост - за западных поклонников хэви-метала. Все говорят, что должно быть больше контактов. Мы решаем, что нам следует установить связь.

- А кто его знает? Может быть, скоро здесь будут играть какие-нибудь группы или наоборот, - оптимистично предположил Саша.

В ход пошла уже последняя бутылка водки, и теперь тост звучит так: «Металлисты всех стран, объединяйтесь!»

Чирз! Na sdarowje!

Текст: Майя Варграсс
Фото: Петра Галл