Найти в Дзене

Шведская литература в живописи итальянского возрождения: Поклонение Мадонны Младенцу Христу

Эпоха Ренессанса – время культурного подъема, когда итальянские мыслители и художники обращаются к античному наследию в поиске новых идеалов и форм. Так, мастера этого периода продолжали писать религиозные картины, но придавали им другое видение библейских сюжетов, помещали их в новую эстетику. К характерным особенностям искусства Возрождения относятся: сложная композиция, мастерское владение кистью, моделировка света и тени, эмоциональность героев, внимание пейзажу, анатомии, перспективе на полотне.

Меняются не только художественные особенности – говоря о выборе сюжетов, мастера продолжали оставаться верны библейской истории, дополняя их новыми темами, в частности, взятыми из Откровений разных святых. Одной из тем, получивших популярность в XV веке, является поклонение Мадонны Младенцу Христу. Иконография этого сюжета берет начало из литературы и связана с именем св. Бригитты Шведской.

Бригитта Шведская родилась в 1303 году в замке-поместье Финстад неподалеку от Упсалы в Швеции. Ее родители были потомками королевской семьи. Все свое детство она находилась под духовным влиянием матери и мечтала посвятить свою жизнь Иисусу Христу. Однако в возрасте 14 лет Бригитту выдали замуж за дворянина Ульфа Гудмарссона. Семья жила счастливо, в последствии одна из дочерей Бригитты станет св. Екатериной Шведской и поможет ей основать женский монастырский орден бригиттинок. Будучи матерью 8 детей, Бригитта не оставила своих духовных стремлений, поэтому каждый день перед трапезой приглашала за стол 12 бедняков и обслуживала их, а по четвергам мыла им ноги, подобно примеру Христа.

св. Бригитта Шведская
св. Бригитта Шведская

В 1343 году Бригитта вместе с мужем удаляется от мира, а после его смерти предается аскезе и посту. Именно в этот период она начинает переживать множество видений и записывать их. Бригитта получила большую известность благодаря своим сочинениям. Они собраны в восьмикнижном «Откровении», переведенном с шведского на латынь душеприказчиком Бригитты после ее смерти. Одно из самых ярких видений святой было посвящено Рождеству Христову, так его описала сама св. Бригитта:

«Дева сняла с себя туфли, сбросила с себя белую накидку, которая укрывала Ее, сняла с головы вуаль, положила ее сбоку от себя и осталась в одном хитоне, с чудесными золотыми волосами, падавшими распущенными на Ее плечи… И когда все было готово, Дева с превеликим почтением преклонила колени… И стоя так в молитве Она вдруг обнаружила, что Младенец во чреве Ее шевелится, и неожиданно произвела на свет Сына, от Которого исходил несказанный свет и блеск, так что солнце не могло сравниться с Ним… Когда Дева осознала, что уже родила Своего Младенца, Она тут же стала молиться Ему…» (Откровения Бригитты Шведской, VII книга, глава 21).

Лоренцо ди Креди, «Поклонение пастухов»
Лоренцо ди Креди, «Поклонение пастухов»

Немного позднее, в XV веке, этот сюжет достигнет Италии и станет популярным в иконографии эпохи Ренессанса. В Музее Христианской Культуры есть несколько картин на тему поклонения Мадонны Младенцу Христу. Первая исполнена художником Лоренцо ди Креди. Он работал у Верроккьо вместе с Леонардо да Винчи и многое взял для становления своего стиля из художественной техники Леонардо. На картине «Поклонение пастухов» художник выделил с помощью колонн на фоне сцену поклонения Марии Младенцу, которая является своеобразным сюжетом в сюжете. Изображение на полотне верно идеальным пропорциям, такая гармония композиции довершается круглой формой полотна – тондо.

Лоренцо ди Креди, «Поклонение пастухов»
Лоренцо ди Креди, «Поклонение пастухов»

Две другие картины из собрания музея исполнены также художниками Флорентийской школы – это Якопо дель Селлайо и Псевдо Пьер-Франческо Фьорентино – их полотна полностью посвящены сюжету из «Откровения» св. Бригитты Шведской. Фигура Мадонны на этих работах украшена сияющей «stella maris» на плече – морской звездой, символика которой происходит из текста христианского гимна IX века «Славься, Звезда морская!». Младенец Христос на картине Якопо дель Селлайо отличается от второй работы богатыми одеждами с украшением на шее (являющим Его царственную природу) и щеглом, зажатым в крохотной руке – символом Его страданий.

Дополнением к образам Мадонны и Младенца является только фигура маленького Иоанна Крестителя, изображенного на обеих картинах в характерных для него одеждах из шкур животных и с крестом в руке, указывающим на путь Мессии.

С работами зала «Итальянское Возрождение» Музея Христианской Культуры можно познакомиться как самостоятельно, так и в составе экскурсии по адресу: Санкт-Петербург, переулок Лодыгина, 5.

Ждём Вас