Эпоха Ренессанса – время культурного подъема, когда итальянские мыслители и художники обращаются к античному наследию в поиске новых идеалов и форм. Так, мастера этого периода продолжали писать религиозные картины, но придавали им другое видение библейских сюжетов, помещали их в новую эстетику. К характерным особенностям искусства Возрождения относятся: сложная композиция, мастерское владение кистью, моделировка света и тени, эмоциональность героев, внимание пейзажу, анатомии, перспективе на полотне.
Меняются не только художественные особенности – говоря о выборе сюжетов, мастера продолжали оставаться верны библейской истории, дополняя их новыми темами, в частности, взятыми из Откровений разных святых. Одной из тем, получивших популярность в XV веке, является поклонение Мадонны Младенцу Христу. Иконография этого сюжета берет начало из литературы и связана с именем св. Бригитты Шведской.
Бригитта Шведская родилась в 1303 году в замке-поместье Финстад неподалеку от Упсалы в Швеции. Ее родители были потомками королевской семьи. Все свое детство она находилась под духовным влиянием матери и мечтала посвятить свою жизнь Иисусу Христу. Однако в возрасте 14 лет Бригитту выдали замуж за дворянина Ульфа Гудмарссона. Семья жила счастливо, в последствии одна из дочерей Бригитты станет св. Екатериной Шведской и поможет ей основать женский монастырский орден бригиттинок. Будучи матерью 8 детей, Бригитта не оставила своих духовных стремлений, поэтому каждый день перед трапезой приглашала за стол 12 бедняков и обслуживала их, а по четвергам мыла им ноги, подобно примеру Христа.
В 1343 году Бригитта вместе с мужем удаляется от мира, а после его смерти предается аскезе и посту. Именно в этот период она начинает переживать множество видений и записывать их. Бригитта получила большую известность благодаря своим сочинениям. Они собраны в восьмикнижном «Откровении», переведенном с шведского на латынь душеприказчиком Бригитты после ее смерти. Одно из самых ярких видений святой было посвящено Рождеству Христову, так его описала сама св. Бригитта:
«Дева сняла с себя туфли, сбросила с себя белую накидку, которая укрывала Ее, сняла с головы вуаль, положила ее сбоку от себя и осталась в одном хитоне, с чудесными золотыми волосами, падавшими распущенными на Ее плечи… И когда все было готово, Дева с превеликим почтением преклонила колени… И стоя так в молитве Она вдруг обнаружила, что Младенец во чреве Ее шевелится, и неожиданно произвела на свет Сына, от Которого исходил несказанный свет и блеск, так что солнце не могло сравниться с Ним… Когда Дева осознала, что уже родила Своего Младенца, Она тут же стала молиться Ему…» (Откровения Бригитты Шведской, VII книга, глава 21).
Немного позднее, в XV веке, этот сюжет достигнет Италии и станет популярным в иконографии эпохи Ренессанса. В Музее Христианской Культуры есть несколько картин на тему поклонения Мадонны Младенцу Христу. Первая исполнена художником Лоренцо ди Креди. Он работал у Верроккьо вместе с Леонардо да Винчи и многое взял для становления своего стиля из художественной техники Леонардо. На картине «Поклонение пастухов» художник выделил с помощью колонн на фоне сцену поклонения Марии Младенцу, которая является своеобразным сюжетом в сюжете. Изображение на полотне верно идеальным пропорциям, такая гармония композиции довершается круглой формой полотна – тондо.
Две другие картины из собрания музея исполнены также художниками Флорентийской школы – это Якопо дель Селлайо и Псевдо Пьер-Франческо Фьорентино – их полотна полностью посвящены сюжету из «Откровения» св. Бригитты Шведской. Фигура Мадонны на этих работах украшена сияющей «stella maris» на плече – морской звездой, символика которой происходит из текста христианского гимна IX века «Славься, Звезда морская!». Младенец Христос на картине Якопо дель Селлайо отличается от второй работы богатыми одеждами с украшением на шее (являющим Его царственную природу) и щеглом, зажатым в крохотной руке – символом Его страданий.
Дополнением к образам Мадонны и Младенца является только фигура маленького Иоанна Крестителя, изображенного на обеих картинах в характерных для него одеждах из шкур животных и с крестом в руке, указывающим на путь Мессии.
С работами зала «Итальянское Возрождение» Музея Христианской Культуры можно познакомиться как самостоятельно, так и в составе экскурсии по адресу: Санкт-Петербург, переулок Лодыгина, 5.
Ждём Вас