И Бэтмен, и Человек-паук среди малоэтажной застройки выглядят нелепо. Они и сами это понимают, как мне кажется. Сельским жителям приходится рассчитывать только на себя.
Георгий Веселовский
Мне кажется, всякий русский человек должен помнить эту цитату:
И эту иллюстрацию к ней. Вот банька:
А вот и паук. Слева, в шаечке:
Попкультура и ницщеанский сверхчеловек – близнецы-братья. Я вообще подозреваю, что это разные профили одного и того же лица:
Причём, обратите внимание: лампочку накаливания с вольфрамовой или молибденовой спиралью изобрёл Александр Лодыгин, но называется она "лампочка Эдисона". Та же история произошла со сверхчеловеком.
Роман Достоевского "Преступление и наказание", в котором идея сверхчеловечности была исчерпывающе сформулирована и испытана, написан в 1866 году. Книжка Ницше "Так говорил Заратустра" – в 1883. "Несколько позже". Тем не менее, считается, что сверхчеловека изобрёл именно Ницше. Почему?
Длинный тоскливый вздох...
Причин много, одна банальнее другой. Если смести на совок их все, то – текст Ницше продающий, а текст Достоевского не продающий. В нём нет мечты. Нет пафоса первооткрывательства. И вообще, он не иностранец, Достоевский. (Хотя иностранцы Достоевского уважают, это ему большой плюс. Но не такой большой, чтоб с настоящим иностранцем тягаться.)
У Достоевского сверхчеловек "не туда попал". Ну представьте, что Терминатор вместо пивника с крутыми мотоциклистами ("мне нужна твоя одежда, твои сапоги и твой мотоцикл") попадает в женскую баню...
У Достоевского сверхчеловек попал в Россию и увяз в болоте совести и сомнений. В болоте философствований и неблагоприятных обстоятельств. Максимум, что можно из этой ситуации выжать – это самоубиться. (Что Свидригайлов и сделал.) Или сказать "ой, извините, я не туда попал"...
То ли дело на немецком плацу! Орднунг и красота! Если кто не помнит, смысл книжки Ницше в следующем: люди выродились, привыкли к комфорту и безопасности, стали не люди, а тьфу, говно какое-то. Банковские онлайн-приложения. (Вот мы сейчас это читаем и понимаем: во-первых, что Ницше прав, а во-вторых, что это не про нас с вами, ведь мы же понимаем, что он прав, а значит, осознаём проблему, а значит, находимся на пути к её решению, а значит, стрелы выпущенные в der letzte Mensch – в "последнего человека", нас не пронзят, мы уже не там, куда они выпущены... Вот так эта продающая ерунда и работает.)
Но среди серой тьмы трусливых и мягкотелых die letzten Menschen ("последних людей") рождаются такие, как Александр Македонский, Юлий Цезарь и Чéзаре Борджиа. Вот, рождаются:
Тьма пытается связать их по рукам и ногам, направить их "длинную волю" (выражение Л.Н. Гумилёва, снискавшего славу мыслителя на том же материале, что и Ницше) на ничтожные цели. Обычно это удаётся, и тогда незаурядный человек Григорий Александрович Печорин ворует черкешенок и стреляется с мартыновыми-грушницкими (кстати, и тут обратите внимание на русскую специфику: в книжке-то, как и следовало, Печорин убил Грушницкого, а вот в жизни – наоборот).
Но иногда они прорываются (а прорвавшиеся дорываются), и тогда совсем другая жизнь начинается; но наш пересказ на этом заканчивается, пусть дальше каждый сам догадается.
В общем, "пассионарии", они же "юберменьши", они же "атланты, расправившие плечи", – это красивая и простая история для не испорченных рефлексией натур, сродни тому же комиксу.
А Раскольников, Свидригайлов – не смешная русская карикатура на сверхчеловека, оказавшегося в реальных обстоятельствах. (Кстати, расскажите, кто знает, в чём особенность русского юмора? Приведите примеры. Давайте вообще как-нибудь об этом поговорим.)
На американском континенте (помните, мы рассказывали, как Святой Николай превратился там в Санта-Клауса?) сверхчеловек (superman) обзавёлся запасной парой трусов и плащом римского легионера – сагумом, что сделало его "супергероем" (так американцам понятнее, чем "суперчеловек"). Всё. Больше в этой истории нет ничего.
"Вселенная Марвелл" – это Ницше, а Ницше – это "Вселенная Марвелл".
Ницше-то поди думал, что предвидит будущее, которое и понять нельзя, что-то огромное, огромное! А вместо этого, представьте себе, тёмная комнатка с ведёрком попкорна и супергерои по углам, "вот и вся вечность".
Георгий Веселовский прав, клоунскую сущность "супергероя" (пародию, которую никто не осознаёт как пародию) могла породить только городская цивилизация – цивилизация тотальной привязки к канализационной трубе и супермаркету; цивилизация, в которой человек не просто разучился решать сам свои проблемы (это за него делают специальные службы и служащие ("чем я могу вам помочь"), но и более того – ему запрещено делать это самостоятельно.
Сначала человеку цивилизованному было запрещено действовать (этот этап уже пройден, осознан и пар спущен в свисток фильмов типа "Крокодил Данди" или "Дикарь в Париже"), теперь ему запрещено думать. Первый акт открытия окна Овертона: запрещено думать неправильно. (Например – запрещено думать, что гомосексуалистам нельзя позволять воспитывать детей.) А дальше – перечень "неправильных" запрещённых мыслей будет принудительно пополняться, а перечень "разрешённых" мыслей – сам собою оскудевать.
Я это к чему всё нужу? (Угадайте со ста миллионов раз.) К журналу "Лучик". Мне кажется, главная стратегическая цель русского государства сегодня – выпрыгнуть из гроба "европейской цивилизации". Всё делать не так, как они, а наоборот. И прежде всего – думать.
Вот наш журнал, в чём его особенность? Не в том, что он рассказывает, как измеряют расстояния до звёзд, это, наверное, и другие делают. А в том, что он приучает детей задаваться вопросами, задумываться. Мы постоянно задаём вопросы. На некоторые показательно отвечаем (но готовых ответов никогда не даём, каждый ответ – плод размышления), например, для чего человеку совесть, почему Бог допускает зло и страдания или что такое любовь. На некоторые предлагаем читателям ответить самостоятельно: например, что надо сделать, чтобы лиса не съела Колобка, или кто оставил рисунки в пустыне Наска.
Люди это чувствуют и называют "отличием от других хороших детских журналов":
Это хорошо, это правильно. Русские должны отличаться от просто хороших. А мы будем помогать им это осознавать (вернее – вспоминать). Там листовочку на телеграфный столб наклеим, тут сахарку в бензобак вражине насыпем...
Армия Трясогузки в бою.
Дальше:
Русская литература за 15 минут
Для чего американские супергерои надевают дополнительные трусы
"Урок толерантности" от журнала "Лучик"