Всеми любимую комедию «Три плюс два» снял режиссёр Генрих Оганесян в 1963 году по сценарию Сергея Михалкова «Дикари».
Мечта – стать режиссёром
Генрих после ереванской театральной студии стажировался в театре им. Сундукяна г. Еревана. Мечтал покорить мир, т.е. Москву. Приехал, но во ВГИК поступить не получилось. Что делать? Неудачник явился к режиссёру Сергею Герасимову и попросился к нему на работу. Заявил, что для великого режиссёра именно он будет лучшим ассистентом.
Герасимов ему сказал, что снимает фильм об Иване Сусанине, но нет исторических костюмов. Если найдёт – примет его.
Шёл 1943 год, война. Не до фильмов было, все ресурсы шли на фронт, на пошив костюмов денег тоже не было. Нужные костюмы были в Большом театре, но там отказались предоставить их киностудии им. Горького.
Оганесян отправился к другу Арно Бабаджаняну. Попросил у него чёрный кожаное пальто, костюм. В те годы сотрудники госбезопасности страны носили именно такие пальто. Явился в кабинет директора Большого театра.
Хмурый и злой незнакомец, предположительно из органов госбезопасности, сразу перешёл в атаку:
– Что вы себе позволяете?! Кто вам дал право….
И так далее. Приказал решить вопрос за 55 минут.
По требованию человека в чёрном директор тут же схватился за телефон и дал указание срочно упаковать костюмы для «Ивана Сусанина». Сам он аж позеленел от страха.
... Мужчина позвонил из уличного телефона Герасимову и, представившись лучшим его ассистентом, попросить выглянуть в окно.
У ворот киностудии стояло три грузовика с реквизитом оперы «Иван Сусанин». Герасимов тут же принял Оганесяна на работу.
Находчивый и шустрый Оганесян виртуозно организовывал весь процесс съёмок и стал незаменимым помощником Герасимова. Через несколько лет он поступил во ВГИК на режфак.
С 1945 года работал помощником режиссёра, потом режиссёром в к/с им. Горького.
Снимал он разные фильмы: короткометражную драму «Дамы» по Чехову (1954, совместно с Л. Кулиджановым, это была дипломная работа), музыкальную комедию «Девичья весна» (1960, совм. с В. Дорманом), «Приключения Кроша» (1961), «Три плюс два» (1963). Принимал участие в съёмках документального фильма «Говорит спутник» (1959, совм. с С. Герасимовым и В. Дорманом), посвящённого достижениям Советского Союза. Работал в создании нескольких фильмов в качестве ассистента, второго режиссёра («Молодая гвардия», «Надежда», «Переполох», «Тихий Дон» и др.).
Его самостоятельные работы («Приключения Кроша», «Три плюс два») имели огромный успех. Их посмотрели миллионы зрителей. В «Кроше» главную роль исполнил пасынок Оганесяна Коля Томашевский и стал знаменитостью. А во втором сам появился в роли официанта. «Три плюс два» посмотрело 35 миллионов человек.
Талантливый режиссёр 1918 года рождения прожил недолго: скончался в 46 лет, 2 декабря 1964 года, от рака желудка. В самом расцвете сил и творческих успехов. А сколько у него было задумок и планов!
Семья
Жену звали Мариной Томашевской. Дочь – киносценарист Ганна Оганесян-Слуцки (2.11.1949). Муж Ганны – журналист Борис Слуцкий, у них двое детей. Ганна Генриховна (Ганна Оганесовна Слуцкая, Ганна Слуцки, Гаянэ Генриховна Оганесян и др.), по собственному признанию, часто использовала псевдонимы. Она является автором сценария многих сериалов и фильмов. Как и отец, человек с невероятным чувством юмора. В 90-е семья Слуцких некоторое время жила в Израиле. По словам Ганны Генриховны, они переехали туда для лечения родителей её мужа Бориса. Лечение помогло, и они вернулись в Россию.
Некоторые сериалы со сценарием от Слуцкой: «Совсем чужие», «Миленький ты мой», «Женщина с прошлым», «Впереди день», «Просто роман», «Новый муж», «Жених для дурочки», «Чужое счастье», «Королева красоты», «Алёшкина любовь», «Везучая», «Откройте, этоя!», «Вера, Надежда, Любовь», «Самая красивая-2», «Не отрекаются любя», «Холостяки», «Ландыш серебристый» и другие.
Пасынок Николай Томашевский (4.12.1944–28.12.1998) после окончания ГИТИСа стал актёром, но роль Коли из «Приключений Кроша» так и остался единственным в его карьере самым ярким и значительным. Участвовал в нескольких фильмах на эпизодических ролях. Зато преуспел как каскадёр, стал мастером конных трюков. Получил авторские свидетельства на изобретённые им трюки.
Хохмач Оганесян
Генрих Бардухмиосович говорил по-русски с сильным акцентом, хотя мастерски имитировал болтовню на любом иностранном языке, не зная на том ни слова. Даже мог ввести в заблуждение знатоков языка. Одна дама обратилась к нему по-английски, услышав его фразы «на английском». И когда он заявил, что ни слова не знает, возразила, что только что своими ушами слышала его английскую речь.
Любил дурачиться и шутить. Был балагуром, весельчаком и хохмачом.
Однажды ехал с друзьями в троллейбусе. Заметил погрузившегося в свои мысли угрюмого пассажира у окна. На остановке выскочил на улицу, подбежал к тому окну и показал «нос» из растопыренных пальцев. Пассажир удивился. Троллейбус тронулся. Оганесян тут же поймал такси, обогнал троллейбус, выскочил из такси на следующей остановке и опять показал «нос» тому пассажиру. На каждой остановке он проделывал свой трюк. С четвёртого раза то ли терпение у пассажира лопнуло, то ли страх победил – он выскочил из троллейбуса и с криком пустился наутёк.
Ещё одна из множества хохм Оганесяна. Про скрипку.
Был молодой скрипач. Оганесян решил его разыграть. В компаньоны взял композитора Арно Бабаджаняна. Ему сказал, что подменит дорогую и очень ценную скрипку музыканта на простую, и подговорил Арно разбить инструмент об голову скрипача в ходе инициированной ссоры. Скрипка, между прочим, была достоянием Армянской республики, а не собственностью того парня.
Пришли. Генрих зачинил ссору, а Арно взял скрипку и стукнул по голове музыканта. Скрипка сломалась. Скрипач рухнул без сознания. Довольный Бабаджанян взглянул было на Оганесяна, но тот схватился за голову:
– Я же забыл поменять скрипку!
Тут уже свалился поражённый композитор. А Оганесян быстро смылся. Скрипку-то он заранее подменил, но как не разыграть и Бабаджаняна, раз подвернулся отличный случай.