И опять начну статью с анекдота:
Однажды правительство дало поручение АВТОВАЗу разработать самую надёжную и неприхотливую машину для российских условий. Разработчики представили три варианта. Комиссия смотрит и говорит:
- Ничего не поймём, три варианта и везде получается... танк?
Это я к чему? Да к тому, что у нашей страны собственный путь, который нельзя загнать в рамки. Мы уникальные, со своей культурой, традициями, работами наших мастеров.
Взять хотя бы те же самые машины. Ну не получается, даже китайцы и те нас обскакали. Зато если требуется подковать блоху, сделать уникальную вещь, которой ни у кого нет, тут нам не будет равных.
Именно на эту тему пару недель назад разговаривал со своим знакомым мастером-стеклодувом из Италии. Он преподаватель в известной итальянской школе художественного стекла, поэтому приходится часто с ним общаться на "стекольные" и смежные темы.
Зашла речь не только о стекле, но и собственно о творчестве, различии рукоделия и ремёсел в России и зарубежных странах. Началось, кстати, с фотографий, которые я ему прислал из салона итальянского и российского дизайна.
Он посмотрел на фотографии и говорит:
-Ооо, сразу видно, в Италии сделано. Как вы сумели привезти столько вещей к себе?
Отвечаю:
-Это не ваше, это наше.
-В смысле ваше? Это же в Италии сделано!
-Да нет, это наши работы. Работы российских мастеров... Вот смотри ссылки.
Скинул ему пару ссылок... и он пропал
Через день пишет:
- Знаешь, Вадим, я всё пересмотрел. Такого просто не может быть.
-Почему?
-Да потому, что это сделано как у нас, даже лучше. Про такие вещи нужно трубить, их можно продавать за огромные деньги. А, получается, про них на самом деле никто и не знает.
-Ну почему никто? Люди успешно продают, вон в салоне выставили свои работы.
-Ты не понимаешь, у нас это была бы фирма с мировым именем, которая зарабатывает миллионы. А у вас это обычный рядовой мастер.
Он задумался и пояснил.
В итальянском языке есть выражение "involucro di caramella", что дословно переводится как фантик от конфеты. Часто бывает так, что мастер ничего из себя не представляет, но у него есть или много денег или хороший протеже, о нём пишут и кричат на каждом углу. Так создаётся известность - фантик. Хотя самой "начинки", той самой карамельки может и не быть, обычная посредственность.
Но бывает и наоборот: мастер делает шедевры, о которых нужно бы сказать, следовало бы заявить, но, увы, либо нет денег, либо... нет человека или галереи, которая взялась бы за раскрутку. В этом случае есть начинка, но нет фантика - involucro.
Главная проблема российских мастеров именно фантик. У нас есть карамелька, которая может поразить вкусной начинкой, но нет фантика, не получается заявить о себе так, как это делают многие "пустышки" за рубежом.
И это действительно так! Многие наши мастера уверены, что лучше всего о них скажут их работы. Это не так! Пословица "сам себя не похвалишь никто не похвалит" работает на 100% даже сейчас.
Что сказать? Конечно, нам сегодня уже не до покорения высот зарубежных премиум-салонов и галерей, но, очень надеюсь, что настанет время, когда российским мастерам ручного труда можно будет громче заявить о себе.
А пока? Пока работаем, занимаемся творчеством и надеемся на лучшее.