Найти тему
Писатель дома

Адам Хепберн, 2-й граф Босуэлл - очень романтичный граф

«Очень романтичный образ отца главного героя» - примерно такой отзыв я получила на первый вариант рукописи «Прав наследства», где Адам Хепберн, как ему и полагалось, погибал буквально на первых же страницах, и глубоко задумалась. И было над чем.

С одной стороны, когда молодой человек двадцати одного года от роду гибнет в крупнейшем и во многом смыслоопределяющем для Шотландии сражении первой половины XVIвека – это, действительно, задает роману сильное драматическое звучание. С другой стороны, этот самый молодой человек на первых же страницах «Прав наследства» высказывает плохо завуалированное сомнение в законности своего сына – и что же тут романтичного, в его поведении-то?

И красиво погибнуть, и испытывать сомнения в отцовстве Адам Хепберн, 2-й граф Босуэлл, имел некоторые основания и воспользовался ими успешно. Пожалуй, именно тот самый отзыв о «романтическом образе» отчасти определил Адама Хепберна как персонажа романа «Младший сын» - Адама, всегда снисходящего к брату в белых одеждах благородства. Но даже Джон, обязанный своему старшему жизнью, не романтизирует его настолько, чтоб не замечать очевидного: Адам Хепберн – совершенно такой же Хепберн, как и все остальные в этом семействе, хотя и значительно тщательней ограненный рукою матери, леди Маргарет. Собственно, такого эффекта мне и хотелось достичь: когда волей-неволей пусть и в пересказе пристрастного, любящего человека, даже много лет спустя описываемых событий сквозь текст исподволь пробивается правда о герое. Просто этот герой погиб слишком рано, чтоб то, что видел юный Джон, стало понятно и остальным.

Ворота замка Хейлс - родового гнезда Хепбернов с XIV века. Фото (С) Илона Якимова 2017
Ворота замка Хейлс - родового гнезда Хепбернов с XIV века. Фото (С) Илона Якимова 2017

Известно об Адаме Хепберне, 2-м графе Босуэлле, крайне мало. Он родился ориентировочно в 1492 году от второго брака Патрика Хепберна, 1-го графа Босуэлла, с Маргарет Гордон, дочерью Джорджа Гордона, 2-го графа Хантли.

После смерти отца, случившейся 18 октября 1508 года, (в «Младшем сыне» я подарила первому графу авторским произволом пару лет жизни, нужных мне по сюжету) Адам наследовал ему как 2-й граф Босуэлл и 3-й лорд Хейлс, с 1508 года – шериф Эдинбурга и верховный лорд-адмирал Шотландии. Около 28 августа 1511 года он женился на Агнесс Стюарт, внебрачной дочери Джеймса Стюарта, графа Бакена, и Маргарет Мюррей. От этого брака имел одного ребенка, сына Патрика.

Адам Хепберн погиб 9 сентября 1513 года, будучи командующим резервом королевских войск в битве при Флоддене. Видя опасность, угрожающую государю, Адам атаковал командующего англичан в тщетной попытке переломить ход боя – и некоторое время штандарт Суррея был под угрозой. В английской поэме яростной атаке и гибели второго Босуэлла посвящено двенадцать строк. Вместе с ним в битве пали его дядья, братья его отца, Джордж Хепберн, королевский казначей и епископ Островов, и Адам Хепберн, сэр Крейгс, королевский конюший.

Из этого минимума данных удалось извлечь персонажа безусловно симпатичного, но неоднозначного. С романтичным образом, прямо скажем, у моего второго графа Босуэлла вышло не очень. Единственным – и естественным – бескорыстием Адама является человеческое отношение к братьям и младшей сестре. В отношении старшей сестры он более чем расчетлив. Как первенцу, Адаму досталось больше любви и больше времени матери, леди Маргарет, на своих двух следующих сыновьях графиня, рожавшая едва ли не каждый год, уже бессильно наблюдала, как порода Хепбернов перебарывает воспитание Гордонов. Адам не просто умен, но продумчив. Он и женится-то по расчету (хорошо, любовь там тоже в расчет принималась) - и для того, чтобы уесть когда-то унизившего его сюзерена: королю надо пристроить замуж женщину, которую он любит, но не сможет вечно держать рядом с собой. Адам берет себе то, что не может присвоить сам король. При всей его продумчивости в Адаме есть дерзость идти по краю, играть с большим риском, с такой полнотой выплотившаяся в его единственном сыне, Белокуром. Но также Адам умеет принимать жизнь как есть, не задавать ненужных вопросов, молчать, как могила – и Агнесс может довериться мужу в том, что любое ее прошлое похоронено с этим браком.

«Власти графа ни в чем не может быть противоречий», - убежденно повторяет Адам слова покойного отца, оговариваясь, что уж в этом-то, хотя и не в другом, с ним согласен, и ту же фразу епископ Брихин впоследствии вдалбливает в голову подростку-племяннику. Тут оба брата, старший и младший, сходятся: есть моменты жизни, когда интересы власти, графства, эффективность управления выше любых иных интересов. В вопросе власти Адам – целиком сын своего отца. Другое дело, что по молодости он мягче и обходительней папеньки, а цели-то у него те же – закон и порядок в семье и на землях, и он не слишком подвержен рефлексии, как именно станут принимать его приказы братья, теперь ставшие вассалами. Первый граф имеет силу, опыт, озверелость возраста, второй вынужден выжидать, матереть, поэтому готов заключать союзы и манипулировать. Каким бы он стал, если бы уцелел на Флоддене? Этим вопросом его сын Патрик, 3-й граф Босуэлл, задается добрые двадцать лет подряд, наблюдая своих дядьев, похожих между собой Болтона и Ролландстона и резко отличного от них Брихина. Белокурый и не подозревает, что смотреться-то надо в зеркало – с большой вероятностью он сам становится очень похож с возрастом именно на своего отца, не только на младшего дядю: бархатная перчатка, скрывающая стальной кулак – именно таким стал бы Адам, если бы выжил.

Читать про Адама Хепберна:

"Младший сын" на Литмаркет

"Права наследства" на Литмаркет