У Ч И Л И Щ Е К У Л Ь Т У Р Ы
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Дисциплины: КОМПОЗИЦИЯ И ПОСТАНОВКА ТАНЦА
Для специальности: 0518 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Специализация: ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО 2002
автор-составитель: Намаконова Л.В.
1. П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А .
Программа предмета "Композиция и постановка танца" по специальности: "Социокультурная деятельность и народное художественное творчество" для Училища культуры ставит перед учащимися цель - овладеть знаниями по сочинению хореографического произведения, постановочной и репетиционной работе в хореографическом коллективе.
Задачи курса "Композиция и постановка танца" - практически подготовить будущих педагогов-хореографов к созданию танцевальных композиций, дать им необходимые профессиональные навыки для постановки учебного этюда, русского танца, детского танца, народного танца, сюжетного танца и современного танца.
Преподавание предмета "Композиция и постановка танца" проводится в тесном взаимодействии с такими специальными дисциплинами как народный, русский, классический, современный танцы и История хореографического искусства.
Программа рассчитана на три года обучения, шесть семестров.
В соответствии с учебным планом на данный курс отводится 388 часов.
Работа со студентами ведётся по трём направлениям:
1. лабораторно-практические занятия,
2. практические занятия,
3. самостоятельная работа студентов.
На лабораторно-практических занятиях студенты знакомятся с теоретическими основами предмета "Композиция и постановка танца", просматривают видеофильмы (балеты, о танцевальных ансамблях, об исполнителях, конкурсы, фестивали, смотры) - которые являются необходимой базой для изучения композиции и постановки танца. Затем изученный материал анализируется и фиксируется в конспектах. Также на лабораторно-практических занятиях студенты прослушивают и отбирают музыку для своих будущих постановок.
Студенты, в зависимости от задания и от подобранной ими музыки, самостоятельно определяют стилистику хореографического решения их будущего произведения, выстраивают пространственно-динамическую композицию, создают хореографический материал, намечают костюмы исполнителей (эскизы), и художественное оформление номера.
На практических занятиях студенты демонстрируют сочинённое произведение педагогу и группе, проводится обсуждение и анализ, выявляются ошибки, допущенные при сочинении, затем ведётся работа с исполнителями (постановочная и репетиционная). Готовый номер демонстрируется педагогу.
Все виды занятий, кроме самостоятельной работы студента, проводятся под наблюдением и руководством педагога.
После каждого раздела проводятся контрольные или открытые уроки. В конце каждого семестра проводится зачёт или экзамен в соответствии с учебным планом.
В основу программы положены труды педагогов кафедры хореографии Санкт-Петербургского, Московского, Кемеровского и Алтайского институтов культуры.
3. СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 1:2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
ТЕМА 1.1. Введение. Искусство танца художественная форма отражения действительности. действительности.
ТЕМА 1.2. Балетмейстер. Основные законы драматургии и их применение в хореографическом произведении.
ТЕМА 1.3. Основные части хореографического произведения.
ТЕМА 1.4. Программа, либретто, композиционный план. Процесс сочинения танца. Построение сцены.
ТЕМА 1.5. Музыка в хореографическом произведении.
ТЕМА 1.6. Композиция танца. Рисунок танца. Хореографический текст.
ТЕМА 1.7. Работа балетмейстера по созданию хореографического образа.
РАЗДЕЛ № 2: Введение.
ТЕМА 2.1. Сочинение танцевальных фраз на народном, классическом и современном материале (соло).
ТЕМА 2.2. Сочинение танцевальных периодов на народном, классическом и современном материале (дуэт).
ТЕМА 2.3. Сочинение танцевальных частей на народном, классическом и современном материале (трио).
ТЕМА 2.4. Сочинение танцевальных этюдов на народном, классическом и современном материале (ансамбль).
4 СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 3: Введение.
ТЕМА 3.1. Русский народный танец.
ТЕМА 3.2. Хоровод – основной жанр русского народного танца.
РАЗДЕЛ № 4: Введение. ТЕМА 4.1. Сочинение этюда на простейших основных шагах русского народного танца, на основной рисунок «круг».
ТЕМА 4.2. Сочинение этюда на простейших основных шагах русского народного танца, на основной рисунок «линия».
ТЕМА 4.3. Сочинение этюда на простейших основных шагах русского народного танца на основе игровых (сюжетных) хороводов.
ТЕМА 4.4. Сочинение хоровода.
5 СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 5: Введение.
ТЕМА 5.1. Детский танец: на детей и для детей.
ТЕМА 5.2. Приемы хореографической импровизации.
РАЗДЕЛ № 6: Введение.
ТЕМА 6.1. Этюд на сочинение (развитие) хореографической лексики на материале основных движений «польки».
ТЕМА 6.2. Этюд на сочинение (развитие) хореографической лексики на материале основных движений «вальса».
ТЕМА 6.3. Сочинение этюда на образ: растения, животные, предметы. Импровизация.
ТЕМА 6.4. Сочинение детского танца с определенным образным содержанием.
6 СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 7: Введение.
ТЕМА 7.1. Русский народный танец. Виды (жанры) русского народного танца.
ТЕМА 7.2. Сценическая обработка фольклорного танца.
ТЕМА 7.3. Принципы создания народных танцев.
РАЗДЕЛ № 8: Введение.
ТЕМА 8.1. Сочинение этюда на материале русского народного танца.
ТЕМА 8.2. Сочинение этюда на материале народного танца (по выбору), женская партия.
ТЕМА 8.3. Сочинение этюда на материале народного танца (по выбору), мужская партия.
ТЕМА 8.4. Сочинение народного танца без развернутого сюжета.
7 СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 9: Введение.
ТЕМА 9.1. Сюжетный танец.
РАЗДЕЛ № 10: Введение.
ТЕМА 10.1. Сочинение этюда по изобразительному источнику.
ТЕМА 10.2. Сочинение этюда по литературному источнику.
ТЕМА 10.3. Сочинение сюжетного танца на свободную тему.
8 СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 11: Введение.
ТЕМА 11.1 Работа балетмейстера над современной темой.
РАЗДЕЛ № 12: Введение.
ТЕМА 12.1. Постановка танца по записи.
ТЕМА 12.2. Сочинение танца на свободную тему.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3 СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 1: ВВЕДЕНИЕ:
Предмет и задачи курса «Композиция и постановка танца».
Специфика работы руководителя танцевального коллектива.
Значение для будущего руководителя хореографического коллектива знаний методики работы с коллективом, методики преподавания специальных дисциплин (классического, народного, русского и современных танцев).
Освоение в процессе изучения предмета «Композиция и постановка танца» основных компонентов творческой деятельности балетмейстера. Изучение и освоение композиции танца, ее основных частей, законов драматургии, работа над созданием хореографического образа – необходимые основы творческого процесса при сочинении хореографических произведений балетмейстером.
Музыка, драматургия танцевального номера в работе балетмейстера.
Детские, образные, сюжетные, народные танцы – основа репертуара хореографического коллектива.
Современная тема, ее идейно-художественное воплощение – одна из основных задач работы балетмейстера, руководителя хореографического коллектива.
Значение работы хореографических коллективов в жизни общества.
ТЕМА 1.1. ИСКУССТВО ТАНЦА – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Искусство танца – своеобразная художественная форма отражения действительности. Связь хореографического искусства с жизнью. Творческое воображение балетмейстера и его художественное видение действительности. Процесс сочинения танца. Связь танца с музыкой.
Требования к знаниям: Знать основные законы и этапы создания хореографического произведения. Понятия: метр, ритм, сила и высота звука, тембр, музыкальная фраза, период, часть, мелодия. Закономерность их отражения средствами хореографии.
Требования к умениям: Уметь применять на практике (при сочинении комбинаций, этюдов, танцев) знание основных законов и этапов создания хореографического произведения.
ТЕМА 1.2. БАЛЕТМЕЙСТЕР. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДРАМАТУРГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Балетмейстер – идейно-творческий руководитель коллектива, высокообразованная личность, разбирающаяся в смежных видах искусства. Балетмейстер – сочинитель. Балетмейстер – репетитор. Драматургия. Законы драматургии: определенные временные рамки сценического действия, одно-плановая и многоплановая композиции, хронологическая последовательность сценического действия, судьба человека или народа – основа драматургии хореографического произведения. Воспитательное значение хореографического произведения.
Требования к знаниям: Знать значение понятий балетмейстер, балетмейстер-педагог, балетмейстер-сочинитель, балетмейстер-репетитор. Знать законы драматургии. Понятие одноплановой и многоплановой композиции.
Требования к умениям: Уметь применять на практике (при сочинении комбинаций, этюдов, танцев) знание основных законов драматургии.
ТЕМА 1.3. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Части танца: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Пролог и эпилог. Разница между прологом и экспозицией. Целостность композиции. Соотношение частей. Принципы связи.
Требования к знаниям: Студент должен знать основные части танца: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Знать определения понятий пролог и эпилог. Знать разницу между прологом и экспозицией. Знать принципы связей между частями композиции.
Требования к умениям: Уметь применять на практике (при сочинении комбинаций, этюдов, танцев) знание основных частей танца и принципов связей между ними.
ТЕМА 1.4. ПРОГРАММА, ЛИБРЕТТО, КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН. ПРОЦЕСС СОЧИНЕНИЯ ТАНЦА. ПОСТРОЕНИЕ СЦЕНЫ.
Программа – замысел хореографического произведения. Основа программы – жизненное явление, исторический факт, произведение искусства. Программа, как основа драматургии будущего хореографического произведения. Либретто – краткое изложение действия, описание уже готового хореографического произведения. Композиционный план – развернутый хореографический сценарий балета. Процесс сочинения танца: выбор музыкального материала, определение стилистики хореографического решения, пространственная и динамическая композиция, создание хореографического материала, эскизы костюмов исполнителей и художественное оформление номера, работа с исполнителями, демонстрация хореографического произведения педагогу. Сцена. Авансцена. Рампа. Кулисы. Занавес. Задник. Первый план. Второй план. Третий план.
Требования к знаниям: Знать определения понятий программа, либретто, композиционный план.
Требования к умениям: Уметь составлять на практике (при сочинении комбинаций, этюдов, танцев) программу, либретто, композиционный план.
ТЕМА 1.5. МУЗЫКА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Музыка как основа хореографического произведения, определяющая его содержание, образы, драматургию. Проникновение в суть музыкального произведения, его драматургию. Работа над частями музыкального произведения. Разбор мелодического и ритмического построения музыкальной фразы, ее динамических оттенков. Слияние музыкальной и танцевальной фразы. Связь рисунка с динамическими оттенками музыкальной фразы и ее мелодикой. Органичное соединение танцевальной фразы и рисунка танца. Взаимосвязь между рисунком танца и танцевальными движениями. Логическая последовательность в соединении нескольких танцевальных фраз и рисунков.
Требования к знаниям: Студент должен знать и уметь определять части музыкального произведения.
Требования к умениям: Студент должен уметь делать разбор музыкального произведения, разбор мелодического и ритмического построения музыкальной фразы, ее динамических оттенков. Студент должен уметь соединять на практике (при сочинении комбинаций, этюдов, танцев) музыкальную и танцевальную фразу, танцевальную фразу и рисунок.
ТЕМА 1.6. КОМПОЗИЦИЯ ТАНЦА. РИСУНОК ТАНЦА. ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.
Выявление драматургии танца через его композицию. Композиция – строение, структура – образно-содержательная основа произведения, средоточие мысли хореографа. Связь композиции с музыкой, ее структурой, мелодико-интонационным строением, системой образов. Закономерности отражения различных музыкальных форм в хореографической композиции. Основные принципы музыкально-хореографической драматургии. Рисунок танца. Его связь с танцевальным текстом. Логика развития рисунка. Зависимость развития рисунка танца от музыкального материала. Зависимость рисунка от национальной принадлежности танца. Хореографический текст. Танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Влияние условий быта народа, его занятия и климат и т.п. на развитие хореографической лексики. Зависимость хореографического текста от идеи произведения, образа и характера героев. Логика развития движений. Связь хореографического текста с рисунком танца. Пластическое одноголосие и многоголосие. Сочинение образно-значимой лексики. Взаимосвязь движений в танцевальной фразе, периоде, части. Лейтдвижения, пластический мотив, хореографическая тема – зерно танцевального образа. Пространственное решение композиции. Взаимосвязь пространственного рисунка с танцевальной лексикой. Повтор, видоизменение, развитие лейтмотива или лейттемы – основной прием выражения хореографической мысли.
Требования к знаниям: Студент должен знать понятие композиции. Ее связь с музыкой, закономерности отражения различных музыкальных форм в хореографической композиции. Понятия - рисунок танца, хореографический текст. Связь хореографического текста с рисунком. Понятия - лейтдвижения, пластический мотив, хореографическая тема.
Требования к умениям: Студент должен уметь создавать образно-значимую лексику. Применять на практике знание основных понятий перечисленных выше.
ТЕМА 1.7. РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА ПО СОЗДАНИЮ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА.
Хореографический образ. От частного к общему, от индивидуальных черт характера героя к общим. Мировоззрение балетмейстера и зависимость от него создания хореографического образа. Связь развития хореографического образа с развитием музыкальной формы. Национальные черты героя и их влияние на создание хореографического образа. Раскрытие идеи произведения через сценические образы. Значение танцевальной лексики в создании хореографического образа. Значение выразительных средств, деталей (жестов, поз, ракурсов и т.д.) в раскрытии хореографического образа. Творческая фантазия балетмейстера, его наблюдательность, способность к анализу как главные факторы создания правдивых хореографических образов. Законы хореографической драматургии и их влияние на создание хореографического образа. Значение личности и талантов исполнителя в раскрытии хореографического образа. Сочетание различных образов как средство создания красочной (полно цветной) картины жизни на сцене.
Требования к знаниям: Студент должен знать понятие - хореографический образ. Знать связь развития хореографического образа с развитием музыкальной формы. Знать значение хореографической лексики и рисунка танца в раскрытии хореографического образа. Знать значение выразительных средств, деталей (жестов, поз, ракурсов и т.д.) в раскрытии хореографического образа. Знать значение личности и талантов исполнителя в раскрытии хореографического образа.
Требования к умениям: Студент должен обладать творческой фантазией балетмейстера, его наблюдательностью, способностью к анализу для создания правдивых хореографических образов.
РАЗДЕЛ № 2:
ТЕМА 2.1. СОЧИНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ФРАЗ НА НАРОДНОМ, КЛАССИЧЕСКОМ И СОВРЕМЕННОМ МАТЕРИАЛЕ (СОЛО).
ТЕМА 2.2. СОЧИНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ НА НАРОДНОМ, КЛАССИЧЕСКОМ И СОВРЕМЕННОМ МАТЕРИАЛЕ (ДУЭТ).
ТЕМА 2.3. СОЧИНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ НА НАРОДНОМ, КЛАССИЧЕСКОМ И СОВРЕМЕННОМ МАТЕРИАЛЕ (ТРИО).
ТЕМА 2.4. СОЧИНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ НА НАРОДНОМ, КЛАССИЧЕСКОМ И СОВРЕМЕННОМ МАТЕРИАЛЕ (АНСАМБЛЬ).
Требования к умениям: Сочинять танцевальные фразы, периоды, части, этюды (соло, дуэты, трио, ансамбли), отражающие структурные особенности несложной музыкальной основы.
Самостоятельная работа студентов:
Выбор музыкального материала. Создание постранственно-динамической композиции. Определение стилистики хореографического произведения. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Запись сочиненных композиций.
4 СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 3: ВВЕДЕНИЕ.
Деление русского танцевального и музыкального фольклора на стилевые зоны по географическим, климатическим, жизненным, бытовым признакам. Характерные музыкальные интонации для той или иной зоны. Костюмы, характерные для той или иной области.
ТЕМА 3.1. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ.
Деление русского народного танца на два основных жанра: хоровод и пляска. Новые (современные) разновидности русского танца: хореографическая композиция, танцевальная сюита, хореографическая картина, вокально-хореографическая композиция. Музыка, как метроритмическая основа русского народного танца. Соответствие костюма времени, эпохе, характеру и содержанию танца. Влияние и взаимообогащение старых и новых русских народных танцев друг на друга.
Требования к знаниям: Студент должен знать определения понятий – хоровод, пляска. Жанры и виды русского народного танца.
Деление хороводов на виды: орнаментальные и игровые. на практике знание основных понятий перечисленных выше. Студент должен уметь классифицировать русский народный танец.
ТЕМА 3.2. ХОРОВОД – ОСНОВНОЙ ЖАНР РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.
Деление хороводов на виды: орнаментальные и игровые. Основное построение хоровода. «Хождение за солнцем». «Посолонь». Связь пляски, припляса, игры и песни с хороводом. Культово-обрядовый характер хороводов. Постепенное освобождение хороводов от языческих элементов. Хоровод, как русский бытовой танец в 19 в. Приуроченность хороводов к календарному циклу. Хоровод, как самостоятельный жанр хореографического, театрального и песенного творчества в 20 в. Зависимость стиля, композиции, характера, манеры исполнения хоровода от местности, в которой он исполняется. Фигуры (рисунки) хоровода, как его составная часть. Разнообразие названий хороводов. «Заводила» – хороводник, хороводница и ее (его) функции. Темповое разнообразие хороводов. Связь рисунка (орнамента) хоровода с песней, под которую он исполняется. Элемент изобразительности в рисунках орнаментальных хороводов. Персонажи игровых хороводов. Сюжетные игровые хороводы. Символизм предметов, используемых в игровых хороводах. Образы, создаваемые в игровых хороводах.
Требования к знаниям: Студент должен знать деление хороводов на виды (орнаментальные и игровые, сюжетные). Культово-обрядовый характер хороводов. Приуроченность хороводов к календарному циклу. Влияние стиля, композиции, характера, манеры исполнения хоровода от местности, в которой он исполняется. «Заводила» – хороводник, хороводница и ее (его) функции. Темповое разнообразие хороводов. Связь рисунка (орнамента) хоровода с песней, под которую он исполняется.
Требования к умениям: Студент должен уметь применять на практике знание основных понятий перечисленных выше. Уметь импровизировать на основном рисунке, заданном педагогом. Уметь классифицировать русские хороводы.
РАЗДЕЛ № 4:
ТЕМА 4.1.СОЧИНЕНИЕ ЭТЮДА НА ПРОСТЕЙШИХ ОСНОВНЫХ ШАГАХ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА НА ОСНОВНОЙ РИСУНОК «КРУГ».
ТЕМА 4.2. СОЧИНЕНИЕ ЭТЮДА НА ПРОСТЕЙШИХ ОСНОВНЫХ ШАГАХ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА НА ОСНОВНОЙ РИСУНОК «ЛИНИЯ».
ТЕМА 4.3. СОЧИНЕНИЕ ЭТЮДА НА ПРОСТЕЙШИХ ОСНОВНЫХ ШАГАХ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА НА ОСНОВЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ИЛИ ИГРОВЫХ (СЮЖЕТНЫХ) ХОРОВОДОВ.
ТЕМА 4.4. СОЧИНЕНИЕ ХОРОВОДА.
Требования к умениям: Сочинять этюды на простейших основных шагах русского народного танца на основной рисунок «круг», «линия», на основе орнаментальных или игровых (сюжетных) хороводов. Сочинять хоровод (музыка, тема, сюжет по выбору студента).
Самостоятельная работа студентов: Выбор музыкального материала. Определение стилистики хореографического решения будущей композиции. Создание пространственно-динамической композиции. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Запись хоровода. Изучение русских народных праздников и обрядов.
5 СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 5:
ТЕМА 5.1. ДЕТСКИЙ ТАНЕЦ: НА ДЕТЕЙ И ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Специфика работы балетмейстера с детским хореографическим коллективом. Отбор выразительных средств для детского танца. Постановочная работа с детьми – важное средство эстетического воспитания. Тематика постановок для детей различного возраста. Выбор музыкального материала.
Требования к знаниям: Студент должен знать специфику работы балетмейстера с детским хореографическим коллективом и возрастные особенности детей.
Требования к умениям: Студент должен уметь отбирать выразительные средства доступные (в исполнительском отношении) детям. Должен уметь осуществлять постановочную работу. Выбирать тематику постановок для детей различного возраста. Также, студент должен уметь грамотно подбирать музыкальный материал для своих хореографических постановок.
ТЕМА 5.2. ПРИЕМЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ.
Импровизация. Творческая фантазия, изобретательность, безупречное владение чувством логики, формы, ритма, хореографической памяти, умение ориентироваться в музыкальном материале и пространстве – как главные составляющие хореографической импровизации. Скоморохи – первые плясуны-импровизаторы. Композиционная импровизация. Импровизация на основе рисунка. Приемы композиционной импровизации: - прием обобщения или от единичного к общему, - прием дробления или от общего к единичному, - прием контраста, - прием повторения и наращивания. Импровизация на основе движения. Лексическая импровизация. Приемы лексической импровизации: - прием обобщения или от единичного к общему, - прием дробления или от общего к единичному, - прием контраста, - прием повторения и наращивания.
Требования к знаниям: Студент должен знать понятие – импровизация. Приемы композиционной импровизации. Приемы лексической импровизации.
Требования к умениям: Студент должен уметь применять на практике знание приемов композиционной и лексической импровизации
РАЗДЕЛ № 6:
ТЕМА 6.1. ЭТЮД НА СОЧИНЕНИЕ (РАЗВИТИЕ) ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ НА МАТЕРИАЛЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ «ПОЛЬКИ».
Требования к умениям: Сочинять этюды на материале танца «Полька». Лексическая импровизация на основе традиционных (основных) движений этого танца. Музыка, тема, персонажи, количество исполнителей и стилистика хореографического решения по выбору студента.
Самостоятельная работа студентов: Выбор музыкального материала. Определение стилистики хореографического решения. Определение темы (конфликта) будущей композиции. Определение персонажей и количества исполнителей. Создание лексики. Работа с исполнителями. Запись сочиненной композиции.
ТЕМА 6.2. ЭТЮД НА СОЧИНЕНИЕ РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ НА МАТЕРИАЛЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ «ВАЛЬСА».
Требования к умениям: Сочинять этюды на материале танца «Вальс». Композиционная импровизация на основе традиционных (основных) движений этого танца. Музыка, темы, персонажи, количество исполнителей и стилистика хореографического решения по выбору студента.
Самостоятельная работа студентов: Выбор музыкального материала. Определение стилистики хореографического решения. Определение темы (конфликта) будущей композиции. Определение персонажей и количества исполнителей. Создание пространственно-динамической композиции. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Запись сочиненной композиции.
ТЕМА 6.3. СОЧИНЕНИЕ ЭТЮДА НА ОБРАЗ: РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ПРЕДМЕТЫ. ИМПРОВИЗАЦИЯ.
Требования к умениям: Сочинять этюды на создание хореографического образа: растения, животные, предметы. Композиционная и лексическая импровизация. Музыка, тема, персонажи, количество исполнителей и стилистика хореографического решения по выбору студента.
Самостоятельная работа студентов: Выбор музыкального материала. Определение стилистики хореографического решения. Определение темы (конфликта) будущей композиции. Определение персонажей и количества исполнителей. Создание пространственно-динамической композиции. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Запись сочиненной композиции.
ТЕМА 6.4. СОЧИНЕНИЕ ДЕТСКОГО ТАНЦА С ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.
Требования к умениям: Сочинять детский танец с определенным образным содержанием. Музыка, тема, персонажи, количество исполнителей и стилистика хореографического решения по выбору студента.
Самостоятельная работа студентов: Выбор музыкального материала. Определение стилистики хореографического решения. Определение темы (конфликта) будущей композиции. Определение персонажей и количества исполнителей. Создание пространственно-динамической композиции. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Запись сочиненного танца.
6 СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 7:
ТЕМА 7.1. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ. ВИДЫ и ЖАНРЫ РУСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.
Пляска: массовая, групповая. Кадриль: линейная, круговая, квадратная. Сольная пляска: изобразительная и выразительная. Парная пляска: перепляс, лирическая.
Требования к знаниям: Студент должен знать виды и жанры русского народного танца Студент должен знать определение понятий – пляска, кадриль, сольная пляска, парная пляска.
Требования к умениям: Студент должен уметь применять на практике знание видов и жанров русского народного танца.
ТЕМА 7.2. СЦЕНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ФОЛЬКЛОРНОГО ТАНЦА.
Работа балетмейстера по обработке фольклорного танца, создание его сценического варианта. Танцевальный фольклор и его значение в творческой деятельности хореографического коллектива. Методы сбора и изучения фольклорного танца. Анализ фольклорного танца, отбор основных, наиболее типичных приемов, лексики, художественных и образных особенностей. Методика работы по созданию музыкальной основы для сценического варианта фольклорного танца. Сохранение стиля при обработке фольклорного танца. Выявление типичных для этого танца форм, рисунка, лексики, манеры исполнения. Принципы обогащения и углубления характерных и образных черт. Этапы работы балетмейстера по созданию сценического варианта фольклорного танца.
Требования к знаниям: Студент должен знать методы сбора и изучения фольклорного танца. Знать методику работы по созданию музыкальной основы для сценического варианта фольклорного танца. Знать принципы обогащения и углубления характерных и образных черт фольклорного танца. Знать этапы работы балетмейстера по созданию сценического варианта фольклорного танца.
Требования к умениям: Студент должен уметь анализировать фольклорный танец, отбирать основные, наиболее типичные приемы, лексику, художественные и образные особенности. Сохранять стиль при обработке фольклорного танца. Выявлять типичные для этого танца формы, рисунки, лексику, манеру исполнения.
ТЕМА 7.3. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ.
Основы композиции народного танца. Художественно-технические приемы композиции танца. Жанр танцевального произведения и его художественная форма. Отбор наиболее характерных для данного народного танца композиционных деталей (рисунка, движений и т.д.). манера исполнения. Художественный образ народа в танце. Раскрытие основных черт его характера. Изучение национальных особенностей народных танцев, культуры и быта разных народов. Возможность включения в танцы виртуозных движений. Отражение в народном танце трудовых процессов, явлений природы и т.д. Учет исполнительских особенностей коллектива при постановке народного танца. Манера исполнения, как одно из средств выражения национальных особенностей народного танца. Этапы работы балетмейстера по созданию народного танца.
Требования к знаниям: Студент должен знать основы композиции народного танца. Знать художественно-технические приемы композиции танца. Знать национальные особенности народных танцев, культуры и быта разных народов. Знать этапы работы балетмейстера по созданию народного танца.
Требования к умениям: Студент должен уметь определять жанр танцевального произведения и его художественную форму. Отбирать наиболее характерные для данного народного танца композиционные детали (рисунок, движения и т.д.), манеру исполнения. Уметь раскрывать основные черты его характера. Изучать национальные особенности народных танцев, культуры и быта разных народов.
РАЗДЕЛ № 8:
ТЕМА 8.1. СОЧИНЕНИЕ ЭТЮДА НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.
Требования к умениям: Сочинять этюд на материале русского народного танца. Композиционная и лексическая импровизация. Жанр, музыка, тема, персонажи, количество исполнителей по выбору студента.
Самостоятельная работа студентов: Выбор музыкального материала. Определение темы этюда. Выбор персонажей. Определение количества исполнителей. Создание пространственно-динамической композиции. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Запись сочиненного этюда.
ТЕМА 8.2. СОЧИНЕНИЕ ЭТЮДА НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНОГО ТАНЦА (ПО ВЫБОРУ), ЖЕНСКАЯ ПАРТИЯ.
Требования к умениям: Сочинять этюд на материале народного танца. Композиционная и лексическая импровизация. Жанр, музыка, тема, персонажи и количество исполнителей по выбору студента.
Самостоятельная работа студентов: Выбор музыкального материала. Определение темы этюда. Выбор персонажей. Определение количества исполнителей. Создание пространственно-динамической композиции. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Запись сочиненного этюда.
ТЕМА 8.3. СОЧИНЕНИЕ ЭТЮДА НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНОГО ТАНЦА (ПО ВЫБОРУ), МУЖСКАЯ ПАРТИЯ.
Требования к умениям: Сочинять этюд на материале народного танца. Композиционная и лексическая импровизация. Жанр, музыка, тема, персонажи и количество исполнителей по выбору студента.
Самостоятельная работа студентов: Выбор музыкального материала. Определение темы этюда. Выбор персонажей. Определение количества исполнителей. Создание пространственно-динамической композиции. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Запись сочиненного этюда.
ТЕМА 8.4. СОЧИНЕНИЕ НАРОДНОГО ТАНЦА БЕЗ РАЗВЕРНУТОГО СЮЖЕТА.
Требования к умениям: Сочинять простейший танец без развернутого сюжета на народном материале. Композиционная и лексическая импровизация. Национальность, жанр, музыка, тема, персонажи и количество исполнителей по выбору студента.
Самостоятельная работа студента: Выбор музыкального материала. Определение темы танца. Выбор персонажей. Определение количества исполнителей. Создание пространственно-динамической композиции. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Запись сочиненного танца.
7 СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 9:
ТЕМА 9.1. СЮЖЕТНЫЙ ТАНЕЦ.
Сюжетный танец. Жанровая сцена. Сочинение сценария сюжетных номеров и жанровых сцен. Художественные требования, предъявляемые к сценарию. Законы драматургии в сценарии. Жанровые особенности сюжетных постановок. Образы персонажей танца. Отражение в танцевальной постановке содержания, драматургии образов, заложенных в музыкальном произведении. Методика подбора музыкального материала к созданному студентом сценарию. Составление композиционного плана танцевальной постановки.
Требования к знаниям: Студент должен знать определение понятий – сюжетный танец, жанровая сцена. Художественные требования, предъявляемые к сценарию. Законы драматургии в сценарии. Жанровые особенности сюжетных постановок. Образы персонажей танца. Методику подбора музыкального материала к созданному сценарию.
Требования к умениям: Студент должен уметь сочинять сценарий сюжетных номеров и жанровых сцен. Отражать в танцевальной постановке содержание, драматургию образов, заложенных в музыкальном произведении. Составлять композиционный план танцевальной постановки.
РАЗДЕЛ № 10:
ТЕМА 10.1. СОЧИНЕНИЕ ЭТЮДА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСТОЧНИКУ.
Требования к умениям: Сочинять этюд по изобразительному источнику (картина, скульптура и т.д.). Композиционная и лексическая импровизация. Жанр, музыка, тема, персонажи, количество исполнителей и стилистика хореографического решения по выбору студента.
Самостоятельная работа студентов: Выбор изобразительного источника. Выбор музыкального материала. Определение темы будущей постановки. Выбор персонажей. Определение количества исполнителей. Определение стилистики хореографического решения. Создание пространственно-динамической композиции. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Запись сочиненного этюда.
ТЕМА 10.2. СОЧИНЕНИЕ ЭТЮДА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ИСТОЧНИКУ.
Требования к умениям: Сочинять этюд по литературному источнику (стихотворение, поэма, пьеса, рассказ, новелла, повесть и т.д.). Композиционная и лексическая импровизация. Жанр, музыка, тема, персонажи, количество исполнителей и стилистика хореографического решения по выбору студента.
Самостоятельная работа студентов: Выбор литературного источника. Выбор музыкального материала. Определение темы будущей постановки. Выбор персонажей. Определение количества исполнителей. Определение стилистики хореографического решения. Создание пространственно-динамической композиции. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Запись сочиненного этюда.
ТЕМА 10.3. СОЧИНЕНИЕ СЮЖЕТНОГО ТАНЦА НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ.
Требования к умениям: Сочинять сюжетный танец на свободную тему. Композиционная и лексическая импровизация. Жанр, музыка, темы, персонажи, количество исполнителей и стилистика хореографического решения по выбору студента.
Самостоятельная работа студентов: Выбор музыкального материала. Определение темы будущей постановки. Выбор персонажей. Определение количества исполнителей. Определение стилистики хореографического решения. Создание пространственно-динамической композиции. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Запись сочиненного этюда.
8 СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 11:
ТЕМА 11.1. РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА НАД СОВРЕМЕННОЙ ТЕМОЙ.
Изучение и наблюдение за жизнью, трудом и бытом современников. Выбор темы,сюжета номера и отражение в нем событий сегодняшнего дня. Отражение в хореографических образах лучших черт современников – воспитательный момент для подрастающего поколения. Проблема типизации образа. Этапы работы балетмейстера над хореографическим произведением на современную тему.
Требования к знаниям: Студент должен знать этапы работы балетмейстера над хореографическим произведением на современную тему.
Требования к умениям: Студент должен уметь наблюдать за жизнью, трудом и бытом современников. Выбирать тему или сюжет для своего хореографического произведения и отражать в нем события сегодняшнего дня. Отражать в хореографических образах лучшие черты современников. Типизировать образы.
РАЗДЕЛ № 12:
ТЕМА 12.1. ПОСТАНОВКА ТАНЦА ПО ЗАПИСИ.
Требования к умениям: Изучение условных обозначений записи танца. Разбор танца по записи. Постановка танца по записи. Бережное сохранение балетмейстерского замысла: темы, сюжета, идеи, образов танца, стиля и характера исполнения. Изучение музыкального материала. Разбор рисунков танца (условные обозначения и планировка сцены). Методический разбор танцевальных движений. Разбор описания костюмов и необходимых аксессуаров.
Самостоятельная работа студентов: Изучение условных обозначений записи танца. Разбор танца по записи. Постановка танца по записи. Изучение музыкального материала. Разбор рисунков танца (условные обозначения и планировка сцены). Методический разбор танцевальных движений. Разбор описания костюмов и необходимых аксессуаров. Работа с исполнителями.
ТЕМА 12.2. СОЧИНЕНИЕ ТАНЦА НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ.
Требования к умениям: Сочинять танец на свободную тему. Композиционная и лексическая импровизация. Жанр, музыка, тема, национальность, персонажи, количество исполнителей и стилистика хореографического решения по выбору студента.
Самостоятельная работа студента: Определение темы будущего хореографического произведения. Определение жанра, национальности, персонажей, количества исполнителей и стилистики хореографического решения будущего танца. Создание пространственно-динамической композиции. Создание хореографической лексики. Работа с исполнителями. Создание эскизов костюмов исполнителей. Запись сочиненной композиции.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА, ПРЕДЛАГАЕМОГО СТУДЕНТАМ.
К теме 2.1.
1. «Пойду ль я, выйду ль я…» 2. «Светит месяц.» 3. «Вдоль по улице». 4. «Царевна – лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» (фрагмент) муз. Н. Римского-Корсакова. 5. Фрагмент из оперы «Золотой Петушок», муз. Н. Римского-Корсакова. 6. «Шарманщик поет» муз. П.И.Чайковского. 7. «Серенада кукле» муз. К.Дебюсси. 8. «Снег танцует» муз. К.Дебюсси. 9. «Маленький пастух» муз. К.Дебюсси.
к теме 2.2.
1. «Белолица, круглолица». 2. «Ах,ты ноченька».3. Ах,ты зимушка, зима».4. «Вальс» из оперы «Евгений Онегин» муз. П.И.Чайковского.5. «Игра в лошадке» муз. П.И. Чайковского. 6. «Маленькая пьеса» муз. А.Гедике. 7. «Колыбельная слона» муз. . К.Дебюсси. 8. «Кукольный кэк-уок» муз. . К.Дебюсси. 9. «Лисичка поранила лапу» муз. В.Гаврилина.
к теме 2.3.
1. «То не ветер ветку клонит». 2. «Сама садик я садила». 3. «Ехал на ярмарку ухарь купец». 4. «Грустная песенка» муз. П.И.Чайковского. 5. «Снежинки» муз. А.Стоянов. 6. «Уличные игры» муз. Э.Сигмейстера. 7. «Веснянка» муз. Л.Ревуцкого. 8. «Пастораль» муз. В.Косенко. 9. «Под дождь мы поем» С. Слонимский.
К теме 2.4.
1.«Перевоз Дуня держала». 2. «У ворот, ворот» 3. «Подблюдная» муз. А.Лядова. 4. «Утро» муз. А.Щуровского из сюиты «Зима». 5. «Грустная песенка» муз. А.Гречанинова. 6. «Веселый крестьянин, возращающийся с работа» муз. Р.Шумана. 7. «На лошадке» муз. Н. Любарского. 8. «Маленькая пьеса» муз. Н.Ладухина. 9. «Танец» муз. Д.Шостаковича.
к теме 4.1.
1. «Русское интермеццо» муз. В.Калинников. 2. «Русский медленный танец». 3. «Русский танец» муз. Г.Крейтнер. 4. «Поморский хоровод» муз. Б.Шеломов. 5. «Русский лирический» муз. О.Фельцман. 6. «Русский танец» муз. А.Чернышов.
к теме 4.2.
1. «Девичий танец» муз. Е.Сироткина. 2. Танец девушек из оперы «Рогнеда» муз. А. Серова. 3. «Ай во поле липенька» из оперы «Снегурочка» муз. Н.Римского-Корсакова. 4. Танец сенных девушек из балета «Конек-Горбунок» муз. Р.Щедрина. 5. «Протяжная» муз. Т.Чудова. 6. «Русский танец» муз. Е.Сироткина.
к теме 4.3.
1. «Пляска» муз. М.Феркельман. 2. Пляска из балета «Сказка о попе и его работнике Балде» муз. М.Чулаки. 3. «Кадриль» муз. М.Чулаки. 4. «В деревне» муз. П.И.Чайковского. 5. «Кума» обр. А.Александрова. 6. «Уж, вы, гуси» муз. М.Балакирева.
к теме 4.4.
1. «Ильмень озеро». 2. «При тумане, при долине». 3. «Узоры». 4. «Русский хоровод». 5. «Березка». 6. «Во саду ли, в огороде». 7. «Как под яблонькой». 8. «Лебедушка». 9. «Прялица». 10. «Травушка – муравушка». 11. «Яблонькой». 12. «По муромской дорожке». 13. «Из-за острова настрежень». 14. «Вот мчиться тройка удалая». 15. «Вечерний звон». 16. «Степь, да степь кругом». 17. «Коробейники».
К теме 6.1.
1. «Полька-галоп» муз. А.Казелла. 2. «Полька» муз. П.И.Чайковского. 3. «Полька» муз. А.Косенко. 4. «Полька с мячиком» муз. Л. Дюкомена. 5. «Полька. Гром и молнии» муз. Штрауса. 6. «Легкая кавалерия» муз. Зуппе. 7. «Полька. Роскошный поезд» муз. Штрауса. 8. «Галоп комедиантов» муз. Д.Кабалевского. 9. «Полька. Легкая кровь». Муз. Штрауса. 10. «Венгерская полька» муз. Штрауса. 11. «Вечное движение» муз. Штрауса.
К теме 6.2.
1. «Вальс» муз. П.Чайковского. 2. «Ната-вальс» муз. П.Чайковского. 3. «Сентиментальный вальс» муз. П.Чайковского. 4. «Вальс» муз. А.Моцарта. 5. «Вальс» муз. Ф.Шуберта. 6. «Сладкая греза» муз. П.Чайковского. 7. «Вальс» муз. П.Чайковского. 8. «Песня без слов» муз. П.Чайковского. 9. «Медленный вальс» муз. Д.Кабалевского. 10. «Вальс» муз. Э.Грига. 11. «Прощальный вальс» муз. М.Глинки. 12. «Табакерочный вальс» муз. А.Даргомыжского. 13. «Вальсик» муз. Ц.Кюи. 14. «Вальс-шутка» муз. Д.Шостаковича. 15. «Багатель» муз. А.Лядова.
к теме 6.3.
1. «Птичка» муз. С.Прокофьева. 2. «Утка» муз. С.Прокофьева. 3. «Кошка» муз. С.Прокофьева. 4. «Волк» муз. С.Прокофьева. 5. «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года» муз. П.Чайковского. 6. «Три пьесы. Стрекоза и муравей. Скоморохи. Добрый джин.» Муз. В.Подвала. 7. «Мышки» муз. А.Жилинского. 8. «Мотылек» муз. А.Штогаренко. 9. «Два петуха» муз. С.Розаренова. 10. «Лесная картинка» муз. А.Караманова. 11. «Балет не вылупившихся птенцов» муз. М.Мусоргского. 12. «Гном» муз. М.Мусоргского. 13. «Избушка на курьих ножках» муз. М.Мусоргского. 14. «В пещере горногокороля» муз. Э.Грига. 15. «Слон» муз. К.Сен-Санса. 16. «Кенгуру» муз. К.Сен-Санса. 17. «Падает снежок» муз. Ю.Щуровского. 18. «Старинная песня» муз. С.Людкевича. 19. «Перед сном» муз. Г.Свиридова. 20. «Грустная песенка» муз. Р.Верещагина. 21. «Весенняя песенка» муз.Г.Фрида. 22. «Чувство» муз. М.Глинки. 23. «Сказочка» муз. Л.Шварца. 24. «Простенькая мелодия» муз. М.Скорина. 25. «Новая кукла» муз. П.Чайковского. 26. «Солнце садится за море» муз. К.Кырвера. 27. «Маленький марш» муз. Р.Глиэра. 28. «Улыбка» муз. В.Баркаускаса. 29. «Маленькие трубачи» муз. Я.Верещагина. 30. «Песня» муз. Н.Сильванского. 31. «Веселая игра» муз. А.Иванова. 32. «Клоуны» муз. Д.Кабалевского. 33. «Марш» муз. С.Прокофьева. 34. «Кокетка» муз. Ф.Куперена. 35. «Дождь и радуга» муз. С.Прокофьева. 36. «Часы с музыкой» муз. К.Нильсена. 37. «Заколдованный терем» муз. В.Бунина.
к теме 6.4.
1. детский танец из балета «Сольвейг» муз. Э.Грига. 2. детский танец из балета «Тщетная предосторожность» муз. Л.Герольда. 3. «Восемь девок – один я». «Шутка». Муз. А.Даргомыжского. 4. «Норвежский танец» муз. Э.Грига. 5. детский танец из балета «Фадетта» муз. Д.Обера. 6. па де труа из балета «Щелкунчик» муз. П.И.Чайковского. 7. «Дождик» муз. Г.Свиридова. 8. «Поэтическая картинка» муз. Э.Грига. 9. «Песня без слов» муз. Ф.Мендельсона. 10. «О портном и медведе» муз. Э.Мак-Дауэла. 11. «Хоровод эльфов» муз. Э.Мак-Дауэла. 12. «Грустная песенка» муз. В.Калинникова. 13. «Утро», «Вечер» две пьесы из цикла «Детская музыка» С.Прокофьева. 14. «Аккордеон» муз. П.Санкан.
к теме 8.1.
1. «Ах, вы, сени, мои сени». 2. «Березка». 3. «Валенки». 4. «Вейся, вейся капустка». 5. «Во саду ли, в огороде». 6. «Как под яблонькой». 7. «Камаринская". 8. «Лебедушка». 9. «На горе-то калина». 10. «Научить ли тя, Ванюша». 11. «Пойду ль я, выйду ль я да». 12. «Полянка». 13. «Прялица». 14. «Светит месяц, светит ясный». 15. «Смоленский гусачок». 16. «Травушка-муравушка». 17. «Уральские самоцветы». 18. «Шенкурские заковыки» 19. «Я с комариком плясала». 20. «Яблонька». 21. «Длинная дорога» (англия). 22. «Кантри» (сев. Америка). 23. «Юрочка» (белоруссия). 24. «Хоро» (болгария). 25. «Самба батукада» (бразилия). 26. «Венгерский танец». 27. «Полька» (германия). 28. «Сиртаки» (греция). 29. «Свадьба» (израиль). 30. «Тарантелла» (италия). 31. «Танец дракона» (китай). 32. «Ла тортуга» (мексика). 33. «Хора» (молдавия). 34. «Обэрэк» (польша). 35. «Плоештская хора» (румыния). 36. «Летка-енка» (финляндия). 37. «Маленькое Бурре» (франция). 38. «Деревенский полькет» (швеция).
К теме 8.2.
1. «Барыня». 2. «Березка». 3. «Березовская кадриль». 4. «Дунин вальс». 5. «Кадриль». 6. «По муромской дорожке». 7. «Подай балалайку». 8. «Подмосковная полька». 9. «Русские гармошки». 10. «Русские наигрыши». 11. «Русский краковяк». 12. «Сибирский плясовой наигрыш». 13. «Тройка». 14. «Яблочко». 15. «Хоровод». 16. «Глосчертширская волынка» (англия). 17. «Лявониха» (белоруссия). 18. «Снежный вальс» (германия). 19. «Мхедрули» (грузия). 20. «Еврейский народный танец». 21. «Эспана Гани» (испания). 22. «Сицилийская вендетта» (италия). 23. «Большой пляс» (латвия). 24. «Ла распа» (мексика). 25. «Молдавские мелодии». 26. «Цыганский жок» 27. «Веночек украинских народных мелодий». 28. «Полька» (франция). 29. «Веселая дружина» (югославия). 30. «Буковинская полька» (украина). 31. «Цыганская венгерка».
К темам 10.1, 10.2, 10.3.
1. «Терем-квартет», «Собачий вальс», 1999. 2. «Терем-квартет», Антология, т.1. 3. «Терем-квартет», Антология,т.2. 4. «Терем-квартет», Антология т.3. 5. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», 1998. 6. «Альбом классических танцев», 1999. 7. «Либертанго» А. Пьяцолла, 1993. 8. «Опера богатых» С.Курехин, 2001. 9. «Хаш» Й.Й.Ма и Б.Маккферен, 1992.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ:
1. История русскогобалета (1 и2 части).
2. Мастера русского балета.
3. Звезды русского балета.
4. Лебединое озеро (труппа Кировского театра, М.Петипа).
5. Золушка.
6. Ромео и Джульетта.
7. Спящая красавица.
8. Раймонда.
9. Эсмеральда.
10. Бахчисарайский фонтан.
11. Жар-Птица (Б.Эйфман).
12. Петрушка.
13. Сказка о Коньке-Горбунке.
14. Иван Грозный.
15. Анюта.
16. Кармен (Кульберг балле, М.Ек).
17. Дон Кихот.
18. Лебединое озеро (Д. Ноймайер).
19. Лебединое озеро (М. Ек).
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. М., 1954.
2. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. М., 1976.
3. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М., 1983.
4. Карп П.М. Балет и драма. Л., 1980.
5. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. М., 1972.
6. М.Метипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л., 1983.
7. Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. Л., М.,1965.
8. Слонимский Ю.И. В честь танца. М., 1968.
9. Уральская В.И. Рождение танца. М., 1982.
10. Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.
11. Фокин М.М. Против течения. Л., 1981.
12. Чистякова В.В. В мире танца. М., 1964.
13. Композиция танца. Методическое пособие. Ст. Северская., 1991.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Армашевская К., Вайнонен Н. Балетмейстер Вайнонен. М., 1971.
2. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., 1971.
3. Ванслов В.В. Статьи обалете. Л., 1980.
4. Голейзовский К. Образы русской хореографии. М., 1964.
5. Добровольская Г.Н. Балетмейстер Леонид Якобсон. Л., 1968.
6. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. Л., 1975.
7. Карп П.М. О балете. М., 1967.
8. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины 19 в. Л.,М., 1958.
9. Красовская В.М. Статьи о балете. Л., 1967.
10. Красовская В.М. Западно-Европейский балетный театр. Эпоха Новерра. Л., 1981.
11. Красовская В.М. Западно-Европейский балетный театр. От истоков до середины 18 в. Л., 1979.
12. Красовская В.М. Западно-Европейский балетный театр. Преромантизм.Л.,1983.
13. Красовская В.М. Западно-Европейский балетный театр. Романтизм. М., 1996.
14. Ткаченко Т. Народный танец. М., 1976.
15. Уральская В.И., Соколовский Ю. Народная хореография. М.,1972.