Почему слова "водитель" и "этика" чаще всего антонимы
Накануне Дня фэтбайка, конечно, хочется постить совсем другой контент.
Но сегодняшнее утро дало пищу для очень невеселых размышлений. Вчера утром на тренировке был насмерть сбит 51-летний итальянский велогонщик Давиде Ребеллин. Сбивший его грузовик уехал, не остановившись. Спортсмен погиб на месте.
Я не хочу писать очередную простыню в духе "Типологии дорожного хамства", это, во-первых, уже было, во-вторых, ничего не изменит.
Я хочу поделиться одной давней мыслью на одну из действительно волнующих лично меня тем. На тему этики.
Этика - всеобъемлющее понятие. Это не только о том, допустимо ли для вас выйти к обеденному столу в семейных трусах - хотя и об этом тоже. Это не только о том, придет ли вам в голову задавать незнакомому человеку личные вопросы, - хотя и об этом тоже. Это не только о том, что как бы вы ни были злы и расстроены, срываться на близких - подло. Хотя и об этом тоже.
Когда несколько лет назад я как-то полуслучайно влилась в стройные рандоннерские ряды, я сразу поняла, что это - мое. Не потому что компания интересная, форма красивая и велосипеды крутые. И даже не потому что люблю кататься далеко, легко и быстро.
А потому что рандоннерское движение - это в чистом виде этика.
Этика физической культуры, этика внешнего вида. Но самое главное - этика поведения.
Ты никогда не проедешь мимо того, кто меняет пробитую камеру.
Ты никогда не проедешь мимо просто сидящего на обочине.
Ты никогда не откажешь в глотке воды, даже если у тебя самого не так много.
Ты поделишься теплой шмоткой. Иногда - даже если придется снять ее с себя.
Ты поделишься едой, энергетиком, лекарством.
Ты поддержишь темп отстающего, если это необходимо, даже если можешь ехать быстрее.
И чаще всего тебя даже не надо просить обо всем перечисленном. Это называется "дорожное братство".
Если вам встречались люди, которые именовались рандоннерами, но вели себя иначе, - не верьте. Вам подсунули китайскую подделку.
Я думаю, вы заметили (а это правда прямо на поверхности): все перечисленное - это эдакие приметы рыцарства, истинно мужского поведения. Иными словами, все, что хотят сказать вам женщины, когда говорят "веди себя, как мужчина".
Не то чтобы дело было в половой принадлежности. Если по большому счету, то этичное поведение - один из маркеров (а по мне, так важнейший маркер), отличающий нас от животных.
Именно поэтому тот, кто сбил человека и уехал, оставив его лежать на дороге - равно и не мужчина, и не человек.
Это антропоморфная белковая форма жизни, управляемая сиюсекндными инстинктивными импульсами.
Почему он уехал?
Я могу сформулировать вопрос настолько точнее, что ответ станет очевиден: почему уезжают 9 из 10 водителей, сбивших велосипедиста? (таковы данные статистики).
Потому что могут. Потому что так легче. Потому что остановившись, ты принимаешь на себя ответственность независимо от того, чье поведение стало причиной ДТП, а так есть шанс, что пронесет. Потому что остановиться рядом с пострадавшим - это действие, которое в любом случае делит жизнь на до и после.
И последнее, во избежание очередного бессмысленного холивара на тему "велосипедисты сами виноваты":
Виноват тот, кто уехал, бросив пострадавшего. Независимо от того, что у него под пятой точкой. DIXI.
Ride On и берегите себя.