Несмотря на то что гимназия Сколково — молодое образовательное учреждение, мы накопили достаточно экспертизы по различным вопросам образования и решили делиться ею в простой и доступной форме.
В рубрике #SMARTNOTES мы будем рассказывать о трендах, подходах и теориях в области образования.
Наша первая публикация посвящена понятию «unlearning».
От английского «unlearning» — «разучение», что означает процесс освобождения от устаревших знаний и понятий, от наработанных стереотипов мышления, поведения, навыков и формирование новых — более эффективных.
Мы учимся всю жизнь, получая информацию о том, как устроены общества, культура, отношения и реальность, которая нас окружает, в школе, семье, ближайшем окружении и в различных социальных институтах. Так складывается призма, через которую человек видит мир. Некоторые знания и идеи, когда-то помогавшие нам, могут стать помехой для развития. Это происходит не только с информацией, но и с навыками. Через усвоение и повторение определенных действий в мозге формируются нейронные связи. Чем больше повторений, тем они прочнее. Так умение переходит в навык, из навыка — на автомат.
Проиллюстрировать понятие можно на примере развития письма.
При переходе от гусиного пера и перьевой ручки к шариковой утрачивался навык долгого и кропотливого чернильного письма. С появлением печатных машинок и компьютерных многоязычных клавиатур необходимо было учиться быстро печатать. Теперь появились методы голосового набора текста и для того, чтобы совершенствоваться в этой технологии, нужно учиться новой привычке отчётливо и внятно произносить слова.
Разучиваться — не то же самое, что учиться новому.
Обучаясь, мы добавляем новые навыки или знания к тому, что мы уже знаем. Когда разучиваемся, выходим за пределы ментальной модели, чтобы выбрать другую.
Почему важно разучиваться?
Американский футуролог и философ Элвин Тоффлер, один из авторов концепции постиндустриального общества, утверждал: в XXI веке неграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.
Привычный образ действий, использование знаний и моделей, которые были усвоены когда-то в прошлом, могут перестать быть актуальными, приносить удовлетворение от работы и жизни и могут мешать развиваться.
Умение разучиваться помогает взглянуть на мир и задачи по-новому, стимулирует креативность, позволяет стать гибче и любопытнее.
Основные принципы «разобучения»
- Наш мозг сопротивляется изменениям. Для изменения устоявшихся нейронных связей требуется больше времени, усилий и энергии, чем для освоения нового навыка.
- Выключите автопилот и включите «независимого наблюдателя». Разучивание всегда начинается с критического взгляда на уже сформировавшееся мышление.
- Задавайте себе вопросы, которые помогают лучше понять механизмы мышления и переосмыслить задачу: «Как я думаю об этом? Как еще можно думать об этом? Как я понимаю задачу? Какая потребность стоит за задачей, которую я обдумываю? Как еще ее можно закрыть?»
- Симпатизируйте неизвестному. В привычных условиях воспроизводятся знакомые паттерны мышления и поведения. Помещая себя в новые — возможно, менее комфортные — ситуации, мы учимся видеть вещи с новой перспективы.
- Поощряйте любопытство. Дети постоянно задают вопросы. Взрослея, мы перестаем так себя вести и привыкаем принимать все как есть.
- Преодолевайте страх, особенно перед задачами, которые человек раньше никогда не выполнял.
Дополнительные тексты по теме