В Сети снова шумят: якобы вышел приказ ФСБ, запрещающий освещать ход спецоперации. Власти душат свободу и скрывают правду, разумеется. Заткнут, мол, рты военкорам и патриотичным обозревателям, а непокорных посадят.
Автор Владимир Тихомиров
Но прежде, чем сушить сухари, давайте разберёмся.
Действительно, 1 декабря вступил в силу приказ № 547, подписанный ещё 4 ноября. Не будем приводить длинное название. В документе перечень из 60 пунктов – то, чего нельзя называть, рассказывая в том числе о СВО.
Первое, что нужно знать о циркуляре. Он, вообще-то, касается не всех, кто марает что-нибудь в СМИ или в Сети, а лишь тех, кто «имеет иностранное финансирование или находится под иностранным влиянием». Да, формулировка размытая – что такое «иностранное влияние»?
А дальше – ещё интереснее.
Формулировки приказа и правда содержат широкие обобщения. Так, в самом первом пункте говорится о запрете собирать и распространять «сведения об оценке и прогнозах развития оперативной обстановки». При желании под это можно подогнать любую заметку с фронта.
Но для понимания бюрократических документов важен не только текст, но и контекст – знание, с какой целью он написан.
Приказ № 547 издан для обеспечения работы закона об иноагентах. И, вообще-то, ровно такой же приказ, но под номером 379 был издан ФСБ ещё в сентябре 2021 года, до начала спецоперации. Приказ № 547 заменяет приказ № 379, потому что в этом году изменилось название закона об иноагентах, а в юридических документах всё должно быть чётко. Но сам перечень почти слово в слово повторяет предыдущий. Отличия минимальны.
Ну была, допустим, ещё 14 месяцев назад запрещена информация о дислокации наших войск. А теперь – ещё и об их передвижении. С началом боевых действий они и вправду стали много передвигаться.
В тексте закона об иноагентах содержится пункт, что гражданин может быть признан таковым, если ведёт «сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые могут быть использованы против безопасности РФ». И возникал вопрос: а какие именно сведения имеются в виду? Ответить поручили ФСБ – вот почему и появился приказ со списком 60 потенциально опасных тем.
Конечно, спецы наши спецслужб постарались сделать его свободным для трактовок. На всякий случай. Чиновники склонны избегать конкретики, за которую однажды можно ответить.
Но, в конце концов, важна практика. А она такова, что за 14 месяцев действия прежнего списка ни один гражданин не признан на его основании иноагентом и никак не наказан.
Да, никого не посадили. Простите, если разочаровал.
Так что вряд ли стоит бояться приказа № 547 военкорам и патриотичным изданиям. Прожили год под одним приказом ФСБ – проживём и под другим.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.