Тот, кто уже успел посмотреть сериал «Однажды в сказке», наверняка заметил, что в нем, как ни странно, совсем нет злодеев в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Противостояние добра и зла есть, а злодеев нет – потому что персонажи постоянно меняются и постоянно переосмысливают свои поступки. Да, все остальные герои прекрасно помнят, что именно этот персонаж сделал в прошлом, но сейчас он уже совсем другой – соотносить все те его старые поступки с его личностью сегодня уже невозможно.
Это вовсе, конечно, не значит, что можно так просто сказать – все, я теперь другой, я теперь хороший и добрый, и все, что я творил прежде, нужно забыть и простить. Никто не обязан ничего вам прощать и забывать, будь вы хоть трижды переосмысленным и обновленным. Само это переосмысление и обновление и должно начинаться, по сути, с осознания сделанного собой зла, тяжести его последствий для других людей, а затем – с попыток искупления.
Как правило, если мы говорим уже не о сказке, а о реальном мире, исправить после сделанного зла уже можно мало что, так что речь, конечно, не идет об исправлении. Но тогда о чем? О каком-то возможном возмещении ущерба, публичном и демонстративном раскаянии, сожалении, просьбах о прощении и, непосредственно, о самом искуплении.
Как же можно искупить зло, если вариант исправить и вернуть все «как было» недоступен? Можно, если, например, ступить на дорогу деятельного добра и посвятить свою жизнь созиданию и заботе о благополучии других людей. Еще лучше, если все эти действия будут сопровождаться публичным осуждением зла и борьбой со злом – не показной, а реальной и действенной. И очень важно ни разу с этой дороги не свернуть и снова не прибегать к злодеяниям, иначе все добро, сделанное вами до этого, в вашем искуплении как бы «обнулится», и придется все начинать заново.
Это очень трудно и сложно, но это все же возможно. Возможно сделать так, чтобы люди, если и не забыли причиненное вами им зло и не простили его, хотя бы приняли ваше искупление. Чтобы они увидели, что вы изменились, и что ваши прошлые поступки уже никак не относятся к вам и не могут характеризовать вас, как личность. Что нельзя по этим прошлым поступкам судить вас, потому что судить нужно уже по тому, что вы делаете сейчас.
Собственно, только эти ваши добрые поступки в настоящем и могут дать пострадавшим от вас в прошлом людям понять, что сейчас уже вас опасаться не стоит, что вам можно доверять, с вами можно иметь дело. И опять же – решение о возобновлении доверия и сотрудничества могут принимать только сами эти люди. Хотят – поверят, хотят – откажут, и это будет их абсолютным правом и выбором, на который, увы, вы никак не можете повлиять. Так что даже долгое и деятельное искупление не гарантирует прощения, и об этом тоже нужно всегда помнить.
Как избавить себя от этого сложного, безрадостного и, в конце концов, возможно, безрезультативного пути? Есть только один способ – постараться не причинять людям вред, всегда, с самого начала своего пути по жизни выбирать дорогу добра. Это, конечно, совсем не так просто, но, кажется, гораздо проще долгого пути к прощению и искуплению.