Яркий представитель "новой парижской школы" — Серж Полякофф (Serge Poliakoff), урожденный Сергей Поляков — избегал жесткой геометрии в своих работах. В своих пластичных формах, подчиненных цвету, картины Полякова близки к направлению лирической абстракции и ташизму (живопись пятнами, выражающими бессознательную активность художника), которые возникли в контексте "возрождения" абстрактного искусства после Второй мировой войны.
Сергей Поляков родился и вырос в Москве. Он был тринадцатым из четырнадцати детей. Мать Сергея была глубоко религиозной женщиной, и первые яркие впечатления от живописи будущий художник получил, рассматривая иконы в церквях. С 12 лет Сергей играл на гитаре, а с 14 начал заниматься рисунком.
После революции 1917 г. Поляков покидает Россию. Как многие эмигранты, через Константинополь и всю Европу доехал до Франции. Выжить по дороге в Европу и потом, в течение многих лет во Франции, ему помогла музыка. Он был гитаристом и выступал в цыганском ансамбле, вместе со своей тетей, известной исполнительницей цыганских романсов Настей Поляковой. Параллельно Серж обучался живописи — сначала в Париже, а затем в Лондоне.
Свой творческий путь Поляков начинал как художник реалист, вдохновленный ранним итальянским Возрождением. Но довольно скоро Серж начинает экспериментировать с беспредметной живописью и показывает первую абстрактную работу на выставке в 1938 г. Творчество Полякова высоко оценивает Василий Кандинский. Уже с 1945 г. Сергей представляет на выставках только беспредметные картины и привлекает внимание критиков, которые говорят о рождении новой звезды абстрактного искусства. Первым коллекционером работ художника становится американский актер Юл Бриннер (рожденный во Владивостоке Юлий Борисович Бриннер).
После краткого периода монохромной живописи Серж Поляков обращается к экспериментам с цветом. Художник создает свою собственную художественную систему, в которой цвет играет первую скрипку. Создавая свои абстрактные полотна живописец отдает первенство тональным построениям перед геометрическим моделированием. Цвет определяет форму — одни элементы четко очерчены, другие же растворяются в пространстве холста. Работы Полякова предполагают не просто созерцание, но вовлеченность зрителя в жизнь произведения. Тонкие цветовые переходы и яркие контрасты моделируют эмоциональное состояние зрителя, подобно нотам в музыке, придавая элементам композиции сложное минорное или мажорное звучание. Его полотна, это вариации на тему одних и тех же форм, построение композиций вокруг постоянно перерождающейся идеи.
Работы Сергея Полякова воздействуют на чувства, будто бы приглашают к диалогу, контакту одновременно чувственному и духовному. Нередко Полякова сравнивают с Малевичем и Ротко. Общим для них было российское происхождение и одухотворенность работ. Картины Полякова влияют на зрителя так же, как иконы.
"Форму нужно слышать, когда она видима".
— Сергей Поляков.