Найти тему
DM_812

Как в ЕС цепляются за Российский СПГ. И предвидели ли в Кремле эту ситуацию?

30 ноября трёхсотметровый танкер-газовоз "Великий Новгород" вновь встал на внешнем Транзундском рейде восточной части Финского залива, к югу от СПГ-терминала "Портовая". Где несколько недель назад был загружено 170 тыс. м3 сжиженного газа. После чего танкер достиг восточного района средиземноморья и успешно разгрузился. Вероятнее всего на одном из терминалов Греции. Это по меньшей мере третья поставка СПГ только для этого танкера с начала осени.

Российский танкер-газовоз Великий Новгород снова встал на рейде в российской части Финского залива.
Российский танкер-газовоз Великий Новгород снова встал на рейде в российской части Финского залива.

В этом году лидеры Европейского союза активно заявляют о сокращении своей зависимости от российских энергоносителей, запретив импорт угля и приготовив нефтяное эмбарго. Но один продукт находится на подъеме и вряд ли в ближайшее время столкнется с бойкотом ЕС.
Импорт сжиженного природного газа из России вырос примерно на 40% за год, поскольку покупатели пытаются заменить сокращающиеся потоки газа по трубопроводу. Это горькая пилюля для многих стран блока, стремящихся через "
жесткие санкции" достичь эффекта и лишить Россию средств на проведение СВО.
ЕС потратил рекордные 12,5 млрд евро на российский СПГ с января по сентябрь — в пять раз больше, чем годом ранее.

Спрос со стороны таких стран, как Франция и Бельгия, помог сделать Россию поставщиком СПГ № 2 в Северо-Западную Европу в этом году, значительно уступая США, но опережая Катар, показывают данные отслеживания судов и портов.

До февраля 2022 года трубопроводный газ из России был крупнейшим источником топлива в Европе. Хотя европейские страны готовы были бы и дальше покупать трубопроводный газ на прежних условиях, череда обстоятельств привела к существенному сокращению и даже полному прекращению поставок российского трубопроводного газа в ЕС. В результате в ЕС были вынуждены ввозить больше СПГ — из России и со всего мира — чтобы не гасить свет и пополнять запасы на зиму.

«Российский СПГ должен продолжать поступать», — сказала Анн-Софи Корбо, научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета. «Нам нужно это в глобальном балансе СПГ: он и так достаточно плотный. Я думаю, что большинство европейских стран действительно счастливы закрывать на это глаза».

Полное эмбарго на российский газ никогда серьезно не рассматривалось, учитывая нехватку мировых поставок и вероятность усугубления ситуации в следующем году. Тем не менее, ЕС предпринял усилия по поиску альтернативных источников. В марте блок пообещал заменить почти две трети своего импорта газа из России в этом году, при этом большая часть новых объемов приходится на глобальный СПГ.
Еврочиновники рапортуют:
доля российского газа в настоящее время составляет менее 10% поставок топлива в регионе по сравнению с более чем одной третью в прошлом году. Но доля СПГ в российских поставках близка к половине. Главная же деталь кроится в общем существенном сокращении объёмов поставок газа и их неравномерности.

-2

До недавнего времени Германия оставалась главным газовым хабом для российского голубого топлива. Похоже эти времена ушли в прошлое и вероятно навсегда. И теперь тройка крупнейших покупателей российского СПГ кажется неожиданной. Бельгия увеличила поставки вдвое, но по объёму поставленного газа занимает третье место. На втором Испания. Увеличив объёмы поставок примерно на треть. Объёмы поставляемого газа во Францию выросли на 60%, но в абсолютных цифрах - это первое место в 4,5 млн. тонн. В Германии вообще нет терминалов для приёма СПГ, поэтому она вообще "за бортом".

«Мы никогда не объявляли о какой-либо работе по запрету российского газа, и это не изменилось», — заявил на брифинге 25 ноября главный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер.

Заявления европейских чиновников мало, что значат для реального бизнеса. Большинство мировых поставок СПГ заключены в долгосрочные контракты, причем продавцы часто являются крупными транснациональными корпорациями, в целом неподконтрольными правительству.
Например, французской TotalEnergies SE принадлежит 20% акций Ямал СПГ, крупнейшего производственного предприятия в России. Хотя компания приостановила новые инвестиции в России и продала некоторые активы в стране, она обязалась оставаться на Ямале, чтобы обеспечить поставки газа в Европу, пока позволяют санкции. Total также владеет 19% российского ПАО «Новатэк», которое контролирует проект.

«В нынешних условиях не может быть «хороших» и «плохих» СПГ-проектов, — заявил в октябре генеральный директор «Новатэка» Леонид Михельсон . Компания также наращивает мощности: уже в следующем году начнется разработка гигантского проекта «Арктик СПГ-2».

Именно с терминалов Ямал-СПГ сейчас осуществляются основные поставки СПГ в Европу. ПАО «Газпром», основной поставщик трубопроводного газа в Европу, также начал поставки СПГ в регион. Наиболее крупный проект «Сахалин-2» на Дальнем Востоке обслуживает азиатские рынки, существенно меньший по размеру терминал "Портовая" под Выборгом отгружает поставки в Грецию.

Ямал-СПГ начали строить в 2017. Сейчас это крупнейший российский терминал по отгрузке сжиженного природного газа. Для его обслуживания было построено несколько танкеров.
Ямал-СПГ начали строить в 2017. Сейчас это крупнейший российский терминал по отгрузке сжиженного природного газа. Для его обслуживания было построено несколько танкеров.

На данный момент у Европы, похоже, нет иного выбора, кроме как продолжать покупать российский сжиженный газ. Поскольку потребители страдают от самого серьезного кризиса стоимости жизни за последние десятилетия, а высокие цены на топливо вызывают инфляцию, энергетическая безопасность стала основной головной болью лидеров европейских стран.
При этом нельзя уверенно сказать, что Россия не будет ограничивать поставки СПГ в ЕС, как это очевидно происходит с трубопроводным газом. Ранее в этом году Москва запретила поставки СПГ бывшему торговому подразделению «Газпрома», захваченному Германией. Некоторые покупатели также опасаются, что правительство может потребовать рублевых платежей за СПГ, как это было весной за трубопроводный газ, но пока такого решения нет.

Не смотря на существенное сокращение общего объёма поставок газа в ЕС, эксперты не могут уверенно сказать, насколько ощутимо это сказывается на российском бюджете. Поскольку цена контрактов возросла в несколько раз. В результате существенно меньший объём даёт ту же выручку. Кроме того, Россия активно наращивает поставки СПГ и в другие развивающиеся страны.

В завершении хочу обратить ваше внимание и на ещё одну важную деталь. Когда в 2017 началось строительство терминала Ямал-СПГ, а годом ранее терминала "Портовая" под Выборгом - многие удивлялись. Зачем строить СПГ терминалы, когда мы прекрасно может качать газ по нескольким веткам трубопроводов? Северный Поток 2 активно строился. А страны ЕС в лице Германии считались достаточно надёжным партнёром.
Сегодня, спустя пять лет мы пришли к тому, что трубопроводный газ оказался не таким уж надёжным способом доставки. А Германия не главным газовым партнёром. К тому же ещё и истеричным, недальновидным и местами откровенно токсичным.
Пока немцы лихорадочно строят терминалы для приёма СПГ, параллельно занимаясь поиском выгодных контрактов (хотя выбор тут невелик), Россия уже вовсю эксплуатирует заблаговременно построенные терминалы по отгрузке СПГ.

Спасибо всем, кто дочитал до конца! Подписывайтесь, если здесь впервые. Делитесь мнением в комментариях, как вы считаете, является ли развитие терминалов признаком продуманной долгосрочной стратегии? Жмите "палец вверх" - вам не сложно, а мне приятно!

Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812