Вчерашнее утро началось с тревожного сообщения. Я вхожу в Совет предпринимателей при мэре Москвы. Моя коллега по Совету, Наталья, владеет бизнесом по подбору и обучению нянь для семей. Вот цитата (орфография и пунктуацию сохранены):
«Сегодня на тренинге, где были наши студенты-переселенцы, одна будущая няня рассказала, что ее восьмилетнюю внучку бьют и травят в школе.
Они бежали сюда с Украины. Это то место, где люди жили в подвалах, пока их обстреливали со всех сторон. А потом удалось вырваться. Приехали в Москву к своим. Несколько месяцев девочка была дома, восстанавливались, коммуникабельная малышка мечтала о школе и новых друзьях.
Мечта сбылась, московская школа почти в центре города.
Новые друзья, новые учителя, новая радость и учитель даёт задание написать рассказ про свой любимый город, а потом прочитать его классу.
Малышка тоже написала. И вышла к доске. Она рассказывала, как любит свой Донецк, как ей там было хорошо, и она когда-нибудь туда вернётся, потому что скучает. Москву она тоже любит, тут ей тоже хорошо, но там теплее и она приглашает с собой туда новых друзей.
После уроков дети окружили её и с криками «фашистка» начали бить. За неё заступилась одноклассница, которая «она тоже не из России, она из Астрахани, и тоже скучает». Стоя спиной друг к другу девочки отбивались от толпы. Несколько раз девочка ещё сходила в школу, но потом решила остаться дома и больше не ходит.
Родным учителя сказали, что проведут беседу с классом, но «они же дети» 🤷🏻♀️
Поможет ли эта беседа восьмилетней малышке?
Скорее нет. Такая вот адаптация в гостеприимной стране.
А её молодая бабушка учится у нас, будет воспитателем. Ей важна интеграция и вернуться к своей востребованности в работе. Добрейшая интеллигентная дама, которая безумно любит свою внучку. Она извиняющимся тоном говорит «ну что же поделать, время такое, сейчас сложно. Нас в семьи не хотят брать, боятся. И мы боимся. И дети наши боятся, им везде достаётся, нет у них дома. Пока нет, но всё наладится, я верю».
Зашла на сайт этой школы.
На главной странице написано:
У Натальи таких историй воз и маленькая тележка.
Не прошло и двух часов получаю сообщение с незнакомого номера: «Мне к вам посоветовала обратиться... (имя моей знакомой). Сына травят. Что делать?» Тут же созваниваемся. Мама рассказывает:
«Так получилось, что у нас смешанный брак, муж индус. Мы живём в Москве. Сын сейчас в 7 классе. В началке все было хорошо, очень хороший был учитель. Потом началась средняя школа. Сын не особо любит откровенничать. Но на этой неделе я довезла его до школы, и он сказал, что не хочет больше туда ходить. Я позволила не идти, если он мне всё расскажет. Рассказал, что в этом году примерно с сентября его начали обзывать за цвет кожи. Негр, чернож... й и так далее. Пихают, отнимают и портят вещи. Возможно, что-то ещё. Он очень боится рассказывать, боится, что из-за „ябедничества“ станет только хуже. Я поговорила с классной. Она сказала, что ничего подобного не видит. Сын говорит, что при учителях, которые имеют авторитет, дети это не показывают, а на других уроках всё прекрасно видно, например, хуже всего на технологии, где все ходят чуть ли не по партам. Классная поговорила с учителем технологии, та ответила, что этого не может быть, у неё идеальная дисциплина».
У меня таких историй оооооочень много. Особенно в последнее время. Морали никакой не будет. Я просто вспомнила, как первые звоночки по поводу участившейся травли по национальному признаку в сторону детей с украинскими фамилиями, мне стали приходить в начале марта. Я тогда стала бить в колокола. Надо было срочно реагировать, а «Уроки о важном» посвящать именно этому. Но в системе образования меня тогда никто не услышал. Единственный известный мне директор, который 1 марта 2022 провёл встречу с учениками и доносил мысль, что никакой травли по национальному признаку ни в чью сторону в своей школы он не допустит, был директор школы моего сына. От отчаяния я написала статью здесь на канале. Основная мысль была как раз о том, что пока только начались первые конфликты и тычки, надо срочно реагировать, дальше это будет перерастать в травлю. И что в принципе травли по национальному признаку и до 24.02 было много, я эти сигналы получала всегда, просто раньше это не было в сторону детей с украинскими фамилиями или переселенцев с Украины. Обычно это было травля детей из Средней Азии и, наоборот, от детей из Средней Азии, если их в классе много. Но посыпалась куча комментариев о том, что этого не может быть, русские дети не могут травить, что если травля и бывает, то ТОЛЬКО от мигрантов в сторону русских детей.
Так вот, друзья мои, это миф. Травить могут любые дети. Травить могут русских детей, травить могут русские дети. Наличие этнической принадлежности не даёт индульгенцию и не гарантирует невозможность вести себя мерзко. И ещё. Это не дети жестоки, они считывают с нас. Моя коллега по Совету Наталья сказала: «Как это может быть? Этим детям что, никто не сказал?» А я ответила: «Ровно наоборот. Они повторяют то, что слышат от нас, взрослых. Они повторяют кухонные разговоры, они слышат родителей». А Наталья наивно спросила:
Вот, кстати, на канале очень классная позитивная история про директора школы, который остановил травлю по национальному признаку.
PS По девочке, которую назвали фашисткой, я уже рассказала про этот случай Московскому омбудсмену по детям, она взяла на контроль. С директором поговорили. Случай, действительно, был, правда, еще весной.
По мальчику, которого травят за цвет кожи, дала маме алгоритм, который она попробует проработать со школой. Мальчик школу менять не готов совсем, у него там есть друзья. Будем надеяться, что у обоих детей всё наладится.
PPS Если вы уже приготовились написать что-то типа «не верю», «у нас такого не может быть», просто почитайте комментарии.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.