Прошла «черная пятница» многие приобрели вещи по сниженной цене. Кто-то доволен своей покупкой, а кто-то разочарован в покупке: вещь мала, кому-то фасон не подошел, у кого-то в товаре имеется недостаток.
Проведение акций в торговых предприятиях – это маркетинговый ход, направленный на создание выгодных условий для продавца, привлечение покупателей в целях повышения уровня продаж. А покупателям – возможность приобрести товар по более выгодной цене.
Очень часто продавцы вводят потребителей в заблуждение, а именно при покупке товара со скидкой продавец предупреждает, что товар по акции со скидкой, обмен и возврат товара не возможен, более того в магазинах можно увидеть объявление «Обмен и возврат товара, купленного по акции не производится».
Потребителю необходимо знать, что установленная скидка на товар по акции - право продавца. При проведении акции продавец не имеет право нарушать законодательство в сфере защиты прав потребителей, и не имеет право отказать потребителю в возврате товара с недостатком, или отказать в обмене, если, допустим блуза не подошла по размеру.
Права потребителя при обнаружении недостатков в товаре, приобретенного по акции со скидкой
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (модели);
- потребовать замены на товар другой марки (модели) с перерасчетом цены;
- потребовать уменьшения покупной цены;
- потребовать безвозмездного устранения недостатков купленного товара;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Потребитель вправе предъявлять одно из указанных требований к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Если на товар не установлены гарантийные сроки, то потребитель вправе предъявить свои требования в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо
- предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительством Российской Федерации от 10.11.2011 № 924.
При обращении покупателя с недостатком товара продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
При возникновении спора о причине недостатка товара продавец в течение гарантийного срока обязан провести экспертизу товара за свой счет. Если в результате экспертизы будет установлено, что дефект возник вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, покупатель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы.
ВАЖНО! Если продавец предоставил покупателю информацию об имеющихся в товаре недостатках (товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток), несмотря на это покупатель приобретает товар со скидкой, в этом случае, покупатель не может предъявить требование в адрес продавца по недостатку в товаре. Кроме того, нельзя вернуть или обменять товар с дефектом, если установлено, что причиной дефекта является нарушение покупателем правил эксплуатации товара.
Права потребителя при приобретении товара надлежащего качества по акции со скидкой
В соответствии со ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества, в том числе приобретенного по акции со скидкой, проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. А также имеется товарный или кассовый чек, либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Единственной преградой на обмен товара надлежащего качества является товар, который входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, который утвержден постановлением Правительством Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.
При возникновении вопросов по защите прав потребителей можно обратиться в Консультационный центр для потребителей по телефонам 8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62-34-17 (в рабочее время), Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).