Найти тему

Победное шествие буддизма в Китае и при чем здесь женщина-императрица

Падение династии Хань ознаменовало утверждение буддизма в Китае, попутно высвободив творческий потенциал народа, сдерживаемый в течение столетий. Правящий дом Хань держался на идеологическом превосходстве конфуцианства, искусственно сдерживая различные направления китайской культуры. Династия Хань, одна из знаменитых в мировой истории династий, но все имеет оборотную сторону. По мнению видного буддолога и исследователя дзенской традиции Т. Клири, Хань искусственно сдерживала философскую и творческую потенции Китая.

Стоит так же отметить, что развитие буддизма шло в ногу с развитием даосизма в тот же период. Только даосизм начинал приобретать не те прежние шаманские черты, так же меняясь под натиском новых учений. Даосизм начинает использовать буддийскую терминологию и литературные приемы, а буддизм, чтобы быть понятным массам китайского народа, в том числе и малограмотного, активно воспринимает даосские категории и особенности духовной и психофизиологической практики .

Благодаря этой конкуренции и, одновременно, сотрудничеству, мы получили тот самый специфический буддизм, который станет лицом всей азиатской культуры, а позже перенесется на весь мир, став культовым учением для миллионов представителей субкультур в мире.

Интеллектуальный мир Китая пытается восстановить духовные и философские учения, соединив китайскую мысль, разрозненную как и жизнь китайцев, столетиями войн и конфликтов.

-2

Почему буддизм?

Подобно христианству в Европе или исламу на Ближнем Востоке, буддизм - являлся международным и межнациональным учением, в отличие от того конфуцианства, да и даосизма.

Были, конечно и отрицательные стороны победного шествия буддизма по Китаю.

Как говорят в дзэн-буддизме: «Одно приобретение, одна потеря».

1. Финансовый рост. Из попытки вырваться за рамки сковывающей и обвязывающей конфуцианской этики, буддизм стал приобретать черты финансовой пирамиды, впрочем, как и всегда и везде все религии в мире, да и не только религии, а любые идеологии.

2. На смену идейным интеллектуалам все чаще стали приходить разного роста предприимчивые аферисты, да и просто бездельники, понимающие что в буддизм хлынули потоки денег и начался рост его влияния.

3. Ритуалы и системы церемоний опьянили многих чиновников, став для них новым средством в политической борьбе, да и новой идеологией.

Но буддизм продолжал развиваться, его философия рефлексировалась, учение синкретировалось, стал зарождаться китайский буддизм.

Стоит здесь отметить достижения династии Тан (601-907), при которой Китай достиг пика развития цивилизации.

Немаловажным в развитии философии и науки того периода сыграла и политика императрицы У Цзэтянь (годы правления: 665-705, божественное имя 聖神, что в переводе значит "Святой дух"). Это была незаурядная женщина, сумевшая покровительствовать одновременно и конфуцианству, и буддизму, и даосизму. Она поощряла публичные дискуссии, выражаясь современным языком, поддерживала конкуренцию, чтобы не было монополии на рынке религиозных учений. С одной стороны, развивалась интеллектуальная мысль, с другой - сложнее было узурпировать духовную нишу, когда у тебя под боком могущественный соперник.

В эпоху Тан появляются легендарные наставники и формируются буддийские школы Чистой Земли (ее прославили знаменитые сочинения Шань-Дао с их мистическими переживаниями), Тяньтай, Хуань, Чжэньянь (Мантра) и Чань.

В свою очередь, именно Чань, известный в мире как Дзэн стал наиболее популярным в западном мире, буддийским домом.

Внутри чань-буддизма сформировались пять знаменитых домов:

Дом Гуй-Ян

Дом Линь-Цзи

Дом Цао-Дун

Дом Юнь-Мэня

Дом Фа-Яна

Дому Гуй-Ян приписывалось владение уникальной книгой символов, доставшейся от древнего наставника (скорее всего, влияние даоской традиции). Но, чтобы избежать привязанности, согласно легенде, Ян-шань книгу уничтожил, но потом по памяти восстановил ее содержание.

Дом Линь-Цзи основывался на собрании проповедей и бесед конкретного учителя за определенный период времени. Дом взял за основу учения Бай-чжана и Хуан-бо.

Дом Цао-Дун оказался в менее завидном положении, его сочинения были утеряны и разбросаны, сохранились лишь диалоги, приписываемые Дун-шаню и Цао-шаню.

Дом Юнь-Мэня основывается на личности наставника Юнь-Мэня, согласно легенде, получившего пробуждение еще до встречи со своим наставником. Его считают одним из самых глубоких и сложных дзэнских философов той поры.

Дом Фа-Яна может похвастаться не только своим наставником, но и продолжателем традиции Янь Шоу, который сумел развить интеллектуальную традицию своего дома, сделав его одним из наиболее развитых и известных.

Вот мы с вами и окунулись в короткий исторический очерк о том как сам буддизм, а потом его ответвление, известное миру как дзэн, начали свое победоносное шествие по Китаю.

(в подготовке материала помощь оказал канал Философ с большой дороги)

Буддизм
2093 интересуются