Диалог коуча с клиентом — это не стихийный, а структурированный и строго управляемый процесс.
По первому образованию я психолог индивидуального консультирования. Во время учебы для меня долгое время оставалось загадкой — как же проводятся консультации с клиентом. Обывательским взглядом кажется, будто клиент жалуется и изливает свои эмоции, а психолог просто выслушивает — за что и получает деньги. Как вы сами думаете, эффективна ли такая работа? Бесспорно, от шеринга есть заметный эффект, но неужели именно таким примитивным образом выстроена вся работа с клиентом? А как же более глубокая и тщательная проработка?
Если посмотреть на сессию с психологом/коучем с «изнанки», то процесс работы лишь со стороны кажется неорганизованным и интуитивным. И все это потому, что мы не знаем структуры сессии.
Беседа с коучем — это всегда регламентированный процесс, в котором соблюдается строгая архитектура, для того, чтобы встречи проходили действительно полезно и имели эффект. Бесспорно, психотерапия и коучинг — это суперклиентоориентированные услуги, в процессе встречи специалист следует за клиентом, соблюдая конфигурацию сессии и используя адекватные инструменты.
Но любая импровизация — это подготовленный заранее инвентарь. Представьте, что перед вами стоят разного рода задачи. И под каждые задачи есть отдельный инструмент. Вам необходимо вырыть яму, что вы выберете для эффективного достижения поставленной цели: шапку, лопату, гироскутор или бутерброд? Ответ очевиден. У компетентного коуча широкий инструментарий и, исходя из потребностей клиента, коуч на сессии выбирает те инструменты, которые лучше всего подойдут для решения запроса.
Для того, чтобы встреча с коучем была результативной, существуют макро-модели, в рамках которых ведется беседа.
GROW-модель — аббревиатура, в которой содержатся основные опорные точки для проведения коучинга. Эта модель является классической и суперпопулярной — прямо-таки SMART от мира макро-моделей коучинга.
Так как в большинстве своем коуч не является экспертным лицом в той теме, в которой помогает своему клиенту, этот инструмент универсален и является подспорьем в поисках решений.
В рамках этой макро-модели могут быть применены разные дополнительные инструменты. Например, я на этапе формулирования цели очень люблю давать SMART.
Итак, GROW-модель:
Goal — на этом этапе необходимо сфокусироваться на цели. Иногда клиенту может не хватать мотивации, поэтому стоит либо помочь найти ее, либо сформулировать другую цель. Мотивацию можно черпать как из будущего, так и из прошлого клиента.
Reality — это то, как дела обстоят сейчас. Необходимо тщательно разобраться в нынешних обстоятельствах, чтобы понимать, что мы берем за точку «А».
Options — выявление препятствий и ограничений. Тут включается внутренний критик. Важно, не дать клиенту уйти в нересурс и погрязнуть в упаднических идеях, но объективно рассмотреть что может помешать в достижении цели. Таким образом мы делаем свою стратегию более гибкой.
Way forvard — шаги. Прописанный план действий — «делай раз, делай два, делай три». Именно этого плана клиент будет придерживаться в ближайшее время. Если это регулярные встречи, то лучше декомпозировать большую цель и прописывать небольшие шаги, которые реально выполнить к следующей встрече.
Энтони Грант говорит, что если в процессе сессии не велось никаких записей, то это был не коучинг. И конечно, важно, чтобы именно клиент сам прописывал все опорные моменты встречи.