С июля 2022 года государство увеличило количество электронной бухгалтерской отчётности, которую обязана подавать компания. Теперь документы форм 4-ФФС, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД необходимо готовить в электронном виде, если в компании работает больше 10 человек. Мы разобрались, какие электронные инструменты облегчат жизнь бизнеса.
Какие задачи решает бухгалтерский учёт и отчётность
Таких функций три:
- хранение бухгалтерской документации;
- подготовка бухгалтерской и управленческой отчётности;
- предоставление налоговой декларации и иной финансовой отчётности в ФНС.
Бухгалтер должен фиксировать всё, что происходит в компании: поступление материалов на склад, производство и отгрузка товаров, увольнения, выход в декрет. Для этого создали более 60 видов разных счётов. Несколько уровней финансовой аналитики только увеличивают их количество.
Привести кипы документов в порядок помогают системы электронного учёта:
- Онлайн-бухгалтерия.
- Инструменты отчётности внутри банка.
- Крупные ЭДО типа 1С.
- Личный кабинет на сайте ФНС.
Определяющим фактором в выборе системы станет масштаб компании. Чем больше оборот — тем сложнее система и тем больше функций.
Напоминаем, что все решения должны использоваться профессиональным бухгалтером. Если нет возможности выделить в ФОТ деньги, то бухгалтерию можно отдать на аутсорсинг или нанять специалиста на полставки.
Первый вариант решения — онлайн-бухгалтерия
Для кого: для малого и среднего бизнеса.
Недостатки: только платные тарифы.
Преимущества: их много, рассказываем ниже.
1. Может использоваться для любых видов налогообложения (УСН, ПСН, ОСНО и их комбинаций). Экономит деньги бизнеса — не нужно покупать лицензии многочисленных бухгалтерских программ, выбирать компьютеры с мощным процессором, способные работать с большими массивами данных, выделять в ФОТ средства на системного администратора, который поддерживал бы работу сервера и продлевал права на использование софта.
2. Онлайн-бухгалтерия позволяет собственнику самому работать с данными: формировать и отправлять отчётность. Не нужно ничего устанавливать и настраивать. Всё, что нужно для начала работы: регистрация в сервисе и оплата выбранного тарифа.
На рынке есть 5 самых популярных сервисов онлайн-бухгалтерии.
- Моё дело.
- 1С
- Небо.
- Контур.
- КУБ.
Разберём подробнее их функции на примере сервиса «Моё дело», так как именно этот сервис поддерживает все возможные виды налогообложений.
Этот сервис позволяет собственнику самому вести бухгалтерию бизнеса: платить налоги и подавать отчётность любой системы налогообложения. В «Моё дело» вам будут доступны инструменты для товарного и кадрового учёта, а также шаблоны документов, видеоуроки и помощь эксперта-бухгалтера.
«Моё дело» может автоматически рассчитать сумму налога, поддерживает создание деклараций из шаблона и их автозаполнение. Интеграция с банком позволяет полностью автоматизировать расчёты, что устраняет возможность ошибиться при ручном вводе данных.
Второй вариант решения — инструменты отчётности внутри банка
Для кого: ИП на УСН без сотрудников.
Преимущества:
- Не нужно приобретать дополнительное ПО для ЭДО.
- Все данные хранятся в одном месте.
- Базовый функционал предоставляется бесплатно.
Недостатки: усечённый функционал и отсутствие поддержки от бухгалтеров-консультантов.
Третий вариант решения — личный кабинет ФНС
Для кого: для микро и малого бизнеса
Преимущества:
- Полностью бесплатное использование.
- Доступ к базам данных ФНС.
- Онлайн-взаимодействие с налоговыми органами.
- Быстро получение справок о состоянии расчётов с бюджетом, уплате обязательных платежей и других документов.
Недостатки:
- Нужно вносить данные о доходах или расходах вручную, что увеличивает вероятность ошибки.
- Сервис требует ввести все контактные и регистрационные данные.
- Необходимо самостоятельно устанавливать и настраивать ПО.
- Нет техподдержки, нужно разбираться в нюансах программы.
Сервисы онлайн-бухгалтерии позволяют малому бизнесу сэкономить и не выделять в ФОТ отдельную ставку. Сейчас, когда правительство расширило список форм электронной отчётности, это особенно актуально. Используйте сервис «Моё дело», чтобы самостоятельно заполнять и подавать все документы в налоговую.