Порой мы даже не замечаем, сколько вокруг нас информационного шума, как велик этот лавинообразный поток: лента соц сетей, сводки новостей, пустая болтовня коллег по работе, звуки города (о да, и это угнетает), необходимость все время быть на связи. Это считается нормой нашего времени, немногие придерживаются информационной гигиены и все больше вязнут в этом “болоте”. А напряжение все растет – и рано или поздно случается срыв:
- нарушение концентрации внимания
- сбои в краткосрочной памяти: тяжело запоминать имена, даты, только что прочитанные тексты
- бессонница, головные боли
- гипервозбудимость, раздражительность, тревожность, панические атаки, депрессия
- паралич аналитических способностей: проблемы с выстраиванием приоритетов, с принятием решений и выполнением задач
Таков результат информационного передоза. Так почему же эта проблема настолько распространена?
- Массив информации: каждый день современный человек пропускает через себя такой объем знаний, какой не мог получить житель средневековья за целый год!
- Многозадачность: перед амбициозным человеком стоит огромный ежедневный список задач – и лишь на переключение между этими задачами тратится неимоверное количество энергии. Это приводит к быстрой утомляемости, нарастанию усталости. В психологии это явление называют потерей продуктивности мышления.
- Форма наркомании: неконтролируемое поглощение второстепенной информации – это способ сбежать от собственных неразрешенных проблем и тревог, самый простой метод переключения (сюда же относится просмотр сериалов днями напролет: замечали, что в тяжелые периоды жизни хочется укутаться в плед и буквально пожирать фильмы/сериалы?)
Как же избежать захламленности сознания?
Вспомните, что происходит с компьютером, когда он не справляется с операционной нагрузкой: правильно, он перезагружается. В буквальном смысле у нас нет кнопки «рестарт», но психику можно перезапустить…
- Расставляйте приоритеты: употребляйте ровно столько информации, сколько вам необходимо в текущий момент (хотите узнать рецепт приготовления лазаньи – сконцентрируйтесь на этом, не начинайте перечитывать топы лучших блюд итальянской кухни)
- Выполняйте задачи поэтапно: не старайтесь ухватиться за выполнение нескольких дел одновременно – так вы лишь вгоните в себя в стресс и потеряете продуктивность (советую использовать систему «ПОМОДОРО»)
- Соблюдайте информационную гигиену: по максимуму избавляйтесь от ненужных раздражителей (отпишитесь от лишних блогов, очистите свою телефонную книгу/галерею смартфона от той информации, в которой уже не нуждаетесь, разберите бумаги, избавьтесь от ненужных вещей и даже людей – ведь синдром Плюшкина относится сюда же, поэтому долой накопительство того, что отжило свое!)
- Отдыхайте: не забывайте расслабляться – найдите свое место силы, вспомните, что вас заряжает и подпитывайтесь, когда чувствуете в этом необходимость.