Вводная статья Александра Шевцова к книге "Психология" Зубовского Н.А.
Вольфианство было удивительным явлением в истории психологии. В конце восемнадцатого — первой половине девятнадцатого века в Европе и России психологию изучали по Христиану Вольфу. Точнее, по Вольфу изучали душу.
А потом в мире и психологии произошла естественнонаучная революция, психология перестала быть наукой одуше и стала одним из разделов биологии, то есть наукой о теле, развившемся до высшей нервной деятельности... иВольфианство стало немодным и даже немножко постыдным.
Ранние вольфианцы читали Вольфа в оригиналах, в переводах не нуждались. Победившие вместе с Сеченовыместественники Вольфа презирали. В итоге любой студент-психолог знает о «вольфианской психологии», но нетолько он, но даже и читающий ему курс истории психологии преподаватель университета Вольфа не читали... ВРоссии просто нет ни одной его работы, изданной позднее восемнадцатого столетия! Не переводить же сейчас снемецкого то, что устарело аж на несколько веков, тем более что Вольф уже при жизни считался чуть ли непосредственностью!..
Уже через полвека русский человек знал об осмеянном Вольфе лишь то, что он достоин осмеяния. К счастью,накануне первой мировой войны о нем написал Эрнест Радлов, издавая первый русский Философский словарь.Приведу его статью полностью, поскольку Радлов, хоть и не сумел вырваться за рамки общественного мнения, новсе же был достаточно глубоким философом, чтобы отдать должное и заслугам Вольфа.
Вольф (Христиан, 1679–1754) — математик и один из популярнейших в свое время немецких философов.Философия Вольфа отличается ясностью и строгостью метода — Кант называет его родоначальником строгогометода, — но она лишена глубины и творчества.
Вольф систематизировал философские воззрения Лейбница, не сходясь, однако, с ним во взглядах на метод и напредустановленную гармонию. Заслуга его в философии заключается в том, что он сделал ее доступной дляпублики, так как все свои сочинения писал не только по-латыни, но и по-немецки в сокращенном виде, и в том, чтоего философия обнимает все отрасли человеческого знания.
Вольф был учителем Ломоносова. Петр I советовался с ним по поводу основания академии в Петербурге иприглашал его занять в ней место, но Вольф отклонил это предложение, однако, содействовал приглашению в неедругих ученых.
В русском переводе имеются следующие сочинения Вольфа: «Разумные мысли о силах человеческого разума и ихисправном употреблении в познании правды» (перевод с латыни в 1753 г., Б.М., СПб., 1765). «Вольфианскаяэкспериментальная физика с немецкого подлинника на латинском языке сокращенная, с которого на российскийязык перевел Михаил Ломоносов» СПб., 1746.
«Разумные мысли о силах человеческого разума...» в действительности была логикой. Радлов почему-то упустилпервое слово в названии книги. Таких необъяснимых утрат в образе немецкого философа было так много, что витоге образ его, переданный Радловым, весьма отдаленно соответствует действительности. Просто сравните его стем, как сам Вольф определял предмет своей деятельности:
«В многочисленных трудах, изданных на немецком и латинском языках, Вольф пытался создатьсистематизированный компендиум философских и научных знаний, или “разумных мыслей о Боге, мире,человеческой душе и всех вещах вообще”» (В. А. Жучков, Вольф, НФЭ).
Как видите, психология просто с необходимостью должна была занимать в философии Вольфа важное место. Онаего и занимала. Не могу вдаваться в этот предмет, скажу только, что в своей психологии Вольф отходит отЛейбницевых понятий о монадах, то есть странных душевных атомах, больше похожих на понимание души какусловно математической точки Декарта, и пытается ее видеть «простой, бестелесной и внутренне деятельнойсущностью» (Жучков). Иными словами, он от философского понимания души как разума, навязанногокартезианством, возвращается к предшествовавшему ему религиозному пониманию души как сущности, в которойя переживу смерть тела...
Естественно, это должно было сделать его приемлемым для изучения философии в Духовных академиях России.Что действительно и имело место.
Одним из таких духовных академиков, преподававших психологию по Вольфу, был Никифор АндреевичЗубовский, чей учебник психологии мы предлагаем как пример той науки о душе, что была уничтожена в России всередине девятнадцатого столетия.
О Зубовском сохранилось очень мало сведений. Победившей естественной науке он был неинтересен. А нашиправославные власти очень мало озабочены и качеством издания своей литературы, и сохранением памяти о техрусских людях, что составляли когда-то гордость православной науки. Добыть у них хоть какие-то сведения оНикифоре Зубов-ском нам не удалось...
Поэтому я ограничусь лишь краткой биографической справкой из предреволюционного «Биографическогословаря» Половцева.
«Зубовский Никифор Андреевич, преподаватель Могилевской семинарии, сын причетника Гомельского уезда,Могилевской губ., родился в 1816 году, воспитывался в местном духовном училище и семинарии, откуда поокончании курса с званием студента в 1835 г. поступил учителем в Гомель-ское духовное училище. Двухгодичнаяего служба совпала с эпохой воссоединения унии с православием, и он был одним из первых борцов там за делоправославия и русской народности. В 1837 г. Зубовский для довершения своего образования поступил в Киев-скуюдуховную академию и по окончании там курса учения со степенью магистра назначен был в 1841 г. на должностьинспектора Могилевской духовной академии и учителем логики, психологии и латинского языка.
В семинарии Зубовский служил (1841–1848) в то время, когда вводилось преобразование духовной школы, сусилением в ней философско-богословской науки за счет естествознания, и ему пришлось принять деятельноеучастие в деле благоустроения преобразованной школы. В 1848 г. Зубовский перешел на гражданскую службу ибыл определен сначала правителем канцелярии Могилевского округа путей сообщения, а затем в 1866 г. назначенначальником хозяйственного отделения в том же округе. В этой должности он и скончался 28 февраля 1886 года.
Зубовский составил два учебника: “Логику”, СПб., 1847 (Отзыв: “Сын Отечества”, т. 50, отд. VI, стр. 21–22) и“Психологию”, СПб., 1848 (Отзыв: ib., т. 50, отд. VI, стр. 21–24).
“Могилевские Епарх. Ведомости” 1886 г., № 12, стр. 257–262. — Языков, “Обзор жизни и трудов покойн. рус.писателей”, вып. VI, стр. 56». (Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. — М., 1896–1918 (Том 7,1916)).
Вот и все, что известно нам сегодня об этом русском человеке, который составил одну из важных страниц в истории
развития русской психологии. Впрочем, вру. К психологии, как ее сейчас понимают, его работа отношения не имела совсем. Он работал над созданием ныне безвинно и безвременно убиенной Науки о душе, о существовании которой академические психологи даже не помнят...
Александр Шевцов. Опубликовано в книге Зубовский Н.А. Психология.
------------------------------------------------
Книги, представленные в блоге вы можете приобрести на сайте Издательства "Роща"