Найти в Дзене
Русский мотоцикл

Наддув на оппозит. Часть 4: привод нагнетателя и компоновка системы.

Сама по себе установка механического нагнетателя на ретромотор не является сложной задачей. По той простой причине, что старые двигатели имеют низкую степень сжатия и обладают определенным запасом прочности. Кроме того, у "старичков" отсутствует сложная электроника. О современных агрегатах ничего этого сказать, к сожалению, нельзя. Нынешние авто-мотопроизводители выжимают из мотора практически все, что можно. Необходимо также отметить: указанная модернизация, в отличие от установки турбины, не повлечет скорую смерть двигателя. Это объясняется тем, что суперчарджер (при разумном подходе) всего лишь более эффективно распределяет мощность по всему диапазону работы двигателя. Турбина же даст ощутимый прирост лошадиных сил только на высоких оборотах (на которые "старички", в принципе, не особо рассчитаны), Применительно к русским оппозитам это означает: нагрузка на мотор увеличится, но не значительно. Да, мощность будет выше. Однако мотоцикл будет эксплуатироваться без бокового прицепа и п
Оглавление

Сама по себе установка механического нагнетателя на ретромотор не является сложной задачей. По той простой причине, что старые двигатели имеют низкую степень сжатия и обладают определенным запасом прочности. Кроме того, у "старичков" отсутствует сложная электроника. О современных агрегатах ничего этого сказать, к сожалению, нельзя. Нынешние авто-мотопроизводители выжимают из мотора практически все, что можно.

Необходимо также отметить: указанная модернизация, в отличие от установки турбины, не повлечет скорую смерть двигателя. Это объясняется тем, что суперчарджер (при разумном подходе) всего лишь более эффективно распределяет мощность по всему диапазону работы двигателя. Турбина же даст ощутимый прирост лошадиных сил только на высоких оборотах (на которые "старички", в принципе, не особо рассчитаны), Применительно к русским оппозитам это означает: нагрузка на мотор увеличится, но не значительно. Да, мощность будет выше. Однако мотоцикл будет эксплуатироваться без бокового прицепа и по хорошим дорогам. Его никто на станет "насиловать" загоняя в проселочную колею с полной коляской сельхозпродукции. А именно с этой целью, собственно, Уралы и Днепры и создавались - для тяжелой работы в селе при практически полном отсутствии дорог с твердым покрытием. И работали, как показывает практика, в таких условиях достаточно успешно.

Но это я немного отвлекся. Теперь непосредственно по теме.

Привод нагнетателя.

1. От распределительного вала.

Например, вот как-то так...

Источник: https://excellent-moto.ru/wp-content/uploads/5/f/7/5f768953e74a7b37d41c37dfa8412b64.jpeg
Источник: https://excellent-moto.ru/wp-content/uploads/5/f/7/5f768953e74a7b37d41c37dfa8412b64.jpeg

Вытачивается некий переходник, который устанавливается на место генератора. Нагнетатель прикрепляется где-нибудь сбоку (на фото вместо него - автогенератор). Выглядит такая модернизация, мягко говоря "не очень"...

Хотя, если сильно постараться, сделать можно аккуратно. Ю.Шиффу, по крайней мере, это удалось.

Источник: https://oppozit.ru/article1811.html
Источник: https://oppozit.ru/article1811.html

Первоначально склонялся к этому варианту. Однако потом с отвращением его отверг))) Поскольку основным и не устранимый недостатком привода нагнетателя от распределительного вала является значительная нагрузка шестерни последнего. Данная деталь ну никак не обладает сильным запасом прочности и результат дополнительного ее отягощения не предсказуем. Точнее нет, предсказуем. Но крайне не желателен.

2. От коленчатого вала.

Расположение привода в передней части двигателя.

Источник: https://omoimot.ru/photos/user/5628/posts/new/15143638779003_m_35_03.jpg
Источник: https://omoimot.ru/photos/user/5628/posts/new/15143638779003_m_35_03.jpg

Коленчатый вал является достаточно крепкой деталью, вполне способной выдержать дополнительную нагрузку. В связи с этим как немцы, так и наши соотечественники, с успехом использовали данную схему. И добивались очень неплохих результатов в гонках и рекордных заездах.

Существенными недостатками являются сложность изготовления привода и необходимость значительной доработки картера. К решению этих трудностей я, честно говоря, ни морально, ни технически не готов.

Расположение привода в задней части двигателя.

Используется теми же любителями автогенераторов. В принципе, достаточно просто реализуется. Из недостатков - чудовищно колхозный вид, ослабление картера и возможность замены ремня только при условии демонтажа маховика.

Источник: https://a.d-cd.net/f249816s-1920.jpg
Источник: https://a.d-cd.net/f249816s-1920.jpg

В теме про привод генератора от маховика, имеющейся на оппозит.ру, я наткнулся на ссылку вот на это фото.

Источник: https://cdn.bmwclub.ru/data/photos/l/234/234998-1463993869-7d47cf0a01402707bc78e664dec1c422.jpg
Источник: https://cdn.bmwclub.ru/data/photos/l/234/234998-1463993869-7d47cf0a01402707bc78e664dec1c422.jpg

После тщательного разглядывания фотографии и размышления на тему увиденного пришел к выводу, что это однозначно мой вариант.

Наиболее сложная задача, которую требуется выполнить при исполнении подобного привода - качественные токарные работы. Но решить ее, думаю, можно.

Забегая немного вперед хочу отметить, что токарь, к которому я обращался, смог очень неплохо выполнить мою просьбу. Да, в итоге маховик имеет некоторые биения. Однако они меньше, нежели на заводских деталях. Кроме того, данный недостаток вполне можно будет нивелировать чистовой проточкой маховика в сборе с коленчатым валом и последующей их балансировкой.

Компоновка системы.

1. С продавливанием воздуха.

Нагнетатель устанавливается до карбюратора.

Источник: http://raceportal.ru/race-theory-and-practice/tech-theory/corky-bell-maximum-boost/item/564-korki-bell-maximum-boost-turbonadduv-proektirovanie-ustanovka-i-ispytanie-sistem-turbonadduv-glava-8.html
Источник: http://raceportal.ru/race-theory-and-practice/tech-theory/corky-bell-maximum-boost/item/564-korki-bell-maximum-boost-turbonadduv-proektirovanie-ustanovka-i-ispytanie-sistem-turbonadduv-glava-8.html

Данный вариант, по словам К.Белла, имеет лучшие приемистость и холодный запуск, допускает использование промежуточного охладителя.

К недостаткам следует отнести сложность реализации данной системы. Потребуется серьезная доработка карбюраторов и, вероятно, существенно осложнится их настройка. Также необходимо будет использовать топливный насос, регулятор давления топлива и соорудить хитроумную топливную магистраль.

2. С протяжкой воздуха.

Нагнетатель ставится после карбюратора.

Источник: http://raceportal.ru/race-theory-and-practice/tech-theory/corky-bell-maximum-boost/item/564-korki-bell-maximum-boost-turbonadduv-proektirovanie-ustanovka-i-ispytanie-sistem-turbonadduv-glava-8.html
Источник: http://raceportal.ru/race-theory-and-practice/tech-theory/corky-bell-maximum-boost/item/564-korki-bell-maximum-boost-turbonadduv-proektirovanie-ustanovka-i-ispytanie-sistem-turbonadduv-glava-8.html

Недостатки такой системы - затрудненный запуск и невозможность эксплуатации в холодное время года.

К положительным моментам следует отнести простоту и надежность. В итоге именно эти факторы сыграли решающую роль при принятии решения о том, какую схему компоновки выбрать, и я выбрал данный вариант.

В следующих публикациях - о том, как продвигается работа по установке нагнетателя.

Всем добра!