В истории Второй мировой войны нам известно немало случаев, когда авианосная группа (или авиация берегового базирования) наносила удар по вражескому порту, и, как правило, добиваясь успеха, уходила почти без потерь, или с незначительными потерями. Считается, что преимущество всегда на стороне нападавших, но бывали и исключения, о которых правда предпочитают не говорить.
Итак, продолжаем знакомиться с действиями британского соединения "Force P" которое мы оставили в готовности к нанесению ударов по Киркенесу и Лиинахамари. С двух авианосцев было поднято 38 ударных самолетов, которые в сопровождении истребителей двинулись к цели. Подробнее об этапе подготовки читать ЗДЕСЬ.
....
На момент атаки в Киркенесе находилось более десятка различных германских и норвежских судов, включая танкер, однако англичане большую их часть не заметили. Забегая вперед, можно сказать, что по окончании налета летчики доложили, что порт был почти пуст. Но главное в другом - в порту не было немецких эсминцев 6-й флотилии! В тот самым день, когда ударная группа прибыла в Сейдис-фьорд (25 июля), немецкие эсминцы перешли в Тана-фьорд, возможно причиной этого решения явилась активность советской авиации, которая делала попытки нанести удары по кораблям в Киренесе.
Согласно данным "Боевой летописи ВМФ 1941-1942" (Воениздат, 1992 г, стр.34): "Самолеты Северного флота (21 июля два СБ, 22 июля - два Пе-2) нанесли несколько ударов по порту Киркенес. В результате бомбардировки были повреждены два транспорта (22.07 - "Ванспек", 22.07 - "Штёр"), наблюдались три пожара. (ЦВМА,ф.112, д.142л.45, 50 об.,54). Можно только удивляться на что рассчитывало советское командование посылая для бомбардировки порта всего два самолета, но что было, то было.
Удивительно другое, что и после того как немецкие эсминцы покинули Киркенес советская авиаразведка продолжала их там "находить". Буквально за день до британского удара экипажи двух ДБ-3Ф и трех СБ после бомбежки Киркенеса доложили, что там находились три эсминца...
Так что британцы, вылетевшие для удара не знали, что достойных целей для них в порту нет. Еще одной досадной "случайностью" стал тот факт, что непосредственно перед появлением на Киркенесом англичан (в 15:10 мскв) над городом прошел советский бомбардировщик Пе-2, сбросивший несколько бомб на стоящие в порту суда (по советским данным). В свою очередь немцы утверждают, что бомбардировщиков было пять и целью им служил аэродром Хебуктен - особой роли того, сколько было советских самолетов не играет. Дело в другом - наперехват советскому самолету (самолетам) поднялись немецкие истребители, которые Пе-2 не догнали, зато "наткнулись" на подходящие с моря британские самолеты и встретили их во всеоружии. Но давайте все по порядку.
Первыми к порту подошли шедшие несколько впереди истребители «Фулмар», которые еще до подхода германских самолетов вызвали на себя огонь зениток и выстрелили опознавательные в виде четырех красных ракет. Однако, трюк не сработал - цвет британских ракет оказался намного темнее немецкого и сразу был распознан как ложный. Тогда «Фулмар» ушли на высоту 1200 м, отвлекая на себя огонь зениток, чтобы дать возможность атаковать торпедоносцам «Альбакор».
У немцев в воздухе находилось четыре тяжелых истребителя Bf.110 из l.(Z)/JG77 и девятка Bf.109E из l./JG 77, и к ним еще дополнительно присоединились пикирующие бомбардировщики! Кроме того, произошел уникальный случай, когда неповоротливые и медлительные Ju-87 из IV.(St)/LG 1, как раз возвращавшиеся с задания, сыграли роль истребителей. Восемь машин приняли участие в охоте на британские бипланы, и претендовали на победы.
Но конечно, большую роль в отражении налета сыграли зенитные батареи Люфтваффе, флота и артиллерия кораблей. Известно, что Bf.109 заявили около 15 побед, остальные самолеты еще 12, зенитчики тоже не стали скромничать, в результате общий счет составил 31. В реальности англичане потеряли 11 торпедоносцев (из 20) и два истребителя (из 12). 25 человек попали в плен, еще 17 погибли. Все остальные участвовавшие в налете бипланы вернулись поврежденными. Это был форменный разгром учитывая результаты атаки на главную цель - суда и корабли на многочисленных киркенесских рейдах. Немцам воздушные бои стоили всего пары самолетов: один Ju-87 пропал (он был сбит «Альбакором» на отходе), а один Bf.110 сел на вынужденную после боевых повреждений (сбит «Фулмар», экипаж спасен учебным кораблем «Бремзе).
Один из выживших британских летчиков, радист-воздушный стрелок, вспоминал, что уже на входе во фьорд их встретил очень сильный зенитный огонь. После сброса торпед их звено уходило на полной скорости, но один ведомый загорелся над устьем фьорда и упал, а второй пытался уйти в сторону советской территории, но бы настигнут и сбит Bf110. Однако не только немецкая авиация приняла участие в отражении британской атаки, отличились и моряки.
Со стороны моря первым противника заметил моторный тральщик R152 в 14:35 в Бек-фьорде. Тральщик определил атакующих как восемь «Fairey Battle», летящих на высоте 1700 м. Немцы немедленно открыли огонь, который заставил англичан разомкнуть строй, однако сброса бомб не последовало. Уже через 5 мин появились германские истребители и тут же в воду упал британский самолет, сбитый одним из Bf.109. Зафиксировав место падения (около маяка Бек-фьорда), R152 пошел туда В это время мимо тральщика, за кормой, на высоте 100 м, пролетела еще четверка бипланов. R152 развернулся в направлении их полета, чтобы ввести в дело всю свою артиллерию, действие которой оказалось достаточно эффективным.
Огонь был открыт внезапно, с дистанции 500 м, наблюдались попадания (37-мм и 20-мм зенитные автоматы тральщика оказались вполне уместными). Ближайший биплан в ответ обстрелял тральщик из пулемета, но пули ложились позади корабля. Тут же этот самолет был сбит, вновь Bf.109. Второй биплан получил в крыле большую дыру и затем его добил немецкий самолет, на сей раз тяжелый истребитель. В этот момент мимо тральщика пролетела тройка других английских торпедоносцев, преследуемых Ju-87. Моряки видели, как пикировщики свалили двух врагов - на месте их падения поднялись столбы дыма.
Для справки: немецкие моторные тральщики типа R-151-К-217: построено 67 единиц, вошли в строй в период с 1940 по 1943 годы, водоизмещение 128 т, размерения - 35,4х5,6х1,4 м, ГЭУ - два дизеля, 1800 л.с., 23,5 узла, 10 т соляры, 1100 (15) миль, экипаж 29-31 человек, 1х1-37-мм и 2-6 - 20-мм автоматов.
Тем временем пара бипланов из первой группы повернула и полетела прямо на R152. Они вели огонь из пулеметов и очереди ложились очень близко, хотя попаданий в конце концов не оказалось. Зато тральщик ответным огнем смог поразить мотор и плоскости одной машины. В ведении огня поучаствовал лично командир корабля. Подбитый самолет отвернул с курса всего в 50 м от корабля; зенитки продолжали держать его под обстрелом и от «Альбакора» отлетали куски обшивки. Пилот, видимо, пытался совершить вынужденную посадку на западном бepeгy фьорда, у Герёлль, но потом передумал и снова повернул в сторону моря. Далеко он не улетел в конце концов упал в 20 м от R152; позже обломки были подняты на борт. Оставшийся самолет пролетел прямо над тральщиком преследуемый Ju-87. Непрерывно обстреливаемый, он повернул на восток, но уйти не смог.
Уже после боя на R152 были приняты три английских летчика, спасенных норвежским сухогрузом (два офицера и унтер-офицер). В итоге тральщик подтвердил три сбитых биплана за Ju-87, два за Bf.110 и один за Bf.109, а также один заявил сам. Кроме того, на расстоянии наблюдалось, как Bf.110 сбили два вражеских моноплана, еще одного – Bf.109. Как видим немецкий тральщик в основном сыграл роль наблюдателя и "играющего судью", фиксируя происходящее.
Этот отчет показывает якобы полное уничтожение еще до подхода к Киркенесу одной из групп торпедоносцев, атаковавших через фьорд, но судя по всему, это не совсем так, ведь мы рассмотрели только действия одной эскадрильи, которая понесла значительные потери, практически бессмысленно.
Как представил в своей работе И.Борисенко ("Бесславное 30 июля"), речь идет о 827 эскадрильи FAA, которая из 12 имеющихся торпедоносцев Фейри "Альбакор" при атаках в Бек-фьорде потеряла шесть: торпедоносец - заводской номер N4289, бортовой код "4B"; торпедоносец - заводской номер N4364, бортовой код "4C"; торпедоносец - заводской номер N4288, бортовой код "4F"; торпедоносец - заводской номер N4420, бортовой код "4G"; торпедоносец - заводской номер N4304, бортовой код "4H"; торпедоносец - заводской номер N4389, бортовой код "4M".
Но на этом удар британской авиации по Киркенесу еще не закончился, по сути он только начинался....
Продолжение следует....
P.S.Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем Вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )) Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь (номер карты или Яндекс- кошелёк - предоставляются по требованию, ха-ха-ха) !