Sonic the Hedgehog. Не зафанатей я от данной серии игр примерно в 2011 году, мой взгляд на современную игровую индустрию мог бы быть сейчас совсем другим. Серия воистину большая, содержит в себе не только кучу игр, но ещё мультфильмы и комиксы. Всё же, разговор про игры, среди которых много годных: классические игры, Sonic Adventure, Sonic Unleashed, Sonic and the Black Knight, первые два рейсинга. Даже печально известная Sonic the Hedgehog 2006 мне нравится, на самом деле. Вообще, до выхода сабжа, Black Knight была последней действительно серьёзной игрой про Соника. В конце 2010 года вышла Sonic Colors и геймплейно она норм. Но вот писать сюжет посадили (и эти имена многие фанаты знают хорошо) Кена Понтака и Уоррена Граффа. И они такие «синий ежик, выглядящий как плюшевая игрушка, значит и сюжет надо писать для дошколят». Именно с Колорсов была запущена дебилизация серии с репликами вроде «трусы в салате» и «лысый ноздрепух».
Английским голосом самого Соника стал Роджер Крэйг Смит, и я ничего не имею против него как актёра озвучивания. Мне просто не нравится, как звучит его Соник. Благо, что на японском ежа всё ещё озвучивает Джуничи Канэмару и вот его Соник звучит великолепно. После добротной Sonic Generations и отличной Sonic & All-Stars Racing Transformed понеслось: Sonic Lost World (сеговский ответ Super Mario Galaxy – отвратительная игра про Соника, но сойдет как обособленный от серии платформер), Sonic Boom: Rise of Lyric (а про что вообще игра была?), Sonic Forces («Я не слабый, ура!»). Про Sonic Origins разговор был не так давно (в предыдущей статье, если что). Сегодня же речь пойдёт о Sonic Frontiers, которая вышла 8 ноября 2022 года. И какова реакция игроков? 92% положительных отзывов в Steam, а у Switch-версии (которую я и проходил) стоит пользовательская оценка в 8.3 из 10 на Metacritic. Но вот достойна ли игра таких высоких оценок. Попробуем разобраться.
За сюжет отвечал Ян Флинн, до этого писавший сюжеты для комиксов от IDW. Соник, Тейлз и Эми отправляются на острова Старфолл, куда каким-то образом занесло изумруды Хаоса. Стоило героям приблизиться к островам, как Торнадо (самолёт героев, если что) засасывает в Киберпространство, из которого удаётся сбежать лишь Сонику, после чего он приходит в себя на одном из островов – острове Кроноса. Некий голос поручает ежу собрать изумруды и поделить на ноль трёх титанов, чем Соник и начнёт заниматься в попытке вытащить друзей из Киберпространства. Кроме рядовых врагов и стражей, помешать ему в этом попытается Сейдж – ИИ, созданный Эггманом. Хоть полноценно контролировать титанов она не способна, натравливать их на ежа всё-таки может.
Да, в Киберпространство занесло ещё Яйцуна и Наклза (последний снова забил на охрану верховного изумруда – про это есть отдельный мультик, который даже в игру решили не включать). В своём приключении, Соник будет натыкаться на странных существ коко, ловить флэшбеки о расе древних и даже приподнимет завесу тайны, которая охватывает изумруды Хаоса.
Переходим к геймплею, который можно условно разделить на открытые зоны, уровни в Киберпространстве и боссов. И начнём с новой фишки – открытых зон, коими являются пять островов Старфолл. Хотя по факту, SEGA опять преувеличила и полноценных островов в игре на одну штуку меньше.
В открытых зонах нам предлагают заняться сбором шестерёнок, памятных токенов и ключей. Памятные токены нужны, чтобы смотреть обязательные или опциональные эвенты с друзьями Соника или с Сейдж.
Собирать токены можно, проходя отдельные платформенные секции – отсюда куча рельсов и прочих объектов, тупо висящих в воздухе. Очень много таких секций в 2D-перспективе (от которых до сих пор не избавились в трёхмерной-то игре), на которые на самом деле можно войти с не задуманной разрабами точки и получить на них полное 3D-управление. Ещё токены можно выбивать из синих знаков с помощью новой способности Cyloop – зажимаем X (на Свитче) и рисуем замкнутую линию вокруг объекта. Подробнее про местную боёвку, способности и прокачку Соника поговорим позже. В общем, просмотр всех обязательных эвентов является одним из условий разблокировки битвы с боссом на острове. Второе условие – сбор шести изумрудов Хаоса (седьмой и последний отбирается у самого босса). Четыре изумруда лежат в хранилищах, ещё два выдаются за прохождение мини-игр. Про мини-игры ничего плохого сказать не могу, так как в общем и целом они разнообразны и почти не напрягают. Почти, потому что пинбол на третьем острове лучше бы давали пропустить, так как это частично рандом, а условия для его прохождения уж больно жёсткие.
Чтобы открыть хранилища, нужны ключи. Их также можно иногда найти в синих знаках или во врагах, но в основном они выбиваются на уровнях Киберпространства. А вот чтобы открыть портал, ведущий на такой уровень, нужно энное количество шестерёнок. Редко они выпадают из врагов, но в основном отбирать их надо у стражей, выступающих в роли мини-боссов.
Вот отсюда перейдём к способностям – Homing Attack теперь можно делать и с земли, а также её можно продолжить серией простых ударов (похожая способность была у Шедоу в Sonic 2006). На врагах можно ставить захват цели, уклоняться от их ударов с помощью Quick Step, пробивать защиту с помощью Cyloop, парировать (просто зажав одновременно L и R перед принятием вражеской атаки, никакого тайминга соблюдать не нужно) и контратаковать. Новые приёмы ёж может изучить за очки навыков, фрагменты которых выбиваются из врагов или разрушаемых объектов. Даже без DLC, дающих очки навыков на старте (у меня такое шло вместе с физической копией игры), достаточно просто ломать коробки и контейнеры и тогда очков будет более чем достаточно, чтобы изучить всё. Ещё есть три приёма, которые открываются просто по сюжету. Кроме навыков, у Соника теперь есть статы: атака (отвечает за наносимый урон), защита (снижает потерю колец при получении урона), лимит колец и скорость передвижения.
Первые два прокачиваются красными и синими семенами соответственно у отшельника коко. Если хотите ломать железки в пару ударов, то сконцентрируйтесь на прокачке атаки. Последние два стата качаются потерянными коко у старейшины коко. Вот только качать их смысла нет. Для начала, сам старейшина, который за раз вкачивает выбранный стат только на один уровень из 99 возможных.
Далее, базовый лимит колец в 400 штук и так довольно-таки щедрый. Про скорость чуть подробнее: Boost никуда не делся, но сильно изменился – он не имеет визуального эффекта, не может дамажить врагов, стал помедленее, зато восполняется автоматически. Ещё иногда он становится на время бесконечным – и тут я без понятия, от чего триггерится эта фича. Собрав максимум колец, Соник «врубает максималку», как он делал это в фильмах, из-за чего Boost получает визуальный эффект и начинает давать очень достойную скорость, неплохо так добавляя очков в копилку иммерсивности.
Кольца, кстати, можно очень легко восполнить с помощью Cyloop, просто порисовав мелкие круги на одном месте. Последние немаловажные вещи в открытых зонах – испытания и рыбалка. По острову раскидано несколько знаков с красным знаком вопроса. Рядом с таким знаком и запускается испытание: реши пятнашки, пробеги на время, поиграй с мячом на время, нанеси столько-то урона по цели… тоже на время и так далее. Прохождение испытания откроет часть карты и выдаст красное или синее семя.
Две близких друг к другу точки пройденных испытаний соединятся рельсами. Завершение всех испытаний позволит использовать фаст-трэвел между порталами. Далее, есть в игре фиолетовые монеты, которые можно найти в ограниченном количестве в открытой зоне или же дождаться звездопада – аналога кровавой луны из Breath of the Wild, который респаунит всех побеждённых стражей и позволяет сыграть в слот машину путём сбора упавших звёзд, что также является лучшим способом фарма фиолетовых монет.
С этими монетами можно войти в фиолетовый портал, где нас ждёт, внезапно, Биг, предлагающий ежу порыбачить. Первый заброс обучающий и бесплатный – нужно забросить крючок куда-нибудь и тыкнуть в A, когда белый круг совпадёт с красным. А вот за все последующие забросы придётся платить теми самыми фиолетовыми монетами, причём при переходе на новый остров рыбалка становится дороже. Но и жетонов, нужных для обмена на всякое, кошак выдаёт больше. Кроме рыбы, можно вылавливать семена, свитки для фаст-трэвела к прокачивающим ежа коко и золотые карты, позволяющие совершить обмен без траты жетонов. У Бига есть ключи, шестерёнки, токены, семена, потерянные коко, аудио-дневники Эггмана (всего их 24, являются очень неплохим дополнением к лору), а также он может восполнить кольца Соника.
Наконец-то переходим к уровням в Киберпространстве. Всего их 30 – по 7 на первых трёх островах и 9 на финальном острове. Вот только несколько удручает факт, что у этих уровней всего четыре темы – Green Hill, Chemical Plant, Sky Sanctuary и City. Уровни всё ещё короткие, но это хотя бы не всё, что предлагает игра (да, Sonic Forces, я на тебя смотрю). На каждом из уровней есть по четыре цели – пройти уровень, пройти его на ранг S (ранг зависит только от времени прохождения), донести до конца уровня энное количество колец и все пять колец Red Star. Сделать это несложно (закрывать все цели или собирать все кольца Red Star за одно прохождение уровня необязательно) и рекомендуется, ведь за каждую выполненную цель выдаётся по ключу. За прохождение всех целей насыпают ещё три ключа.
И вот, собрав шесть изумрудов и закрыв основные эвенты, мы сможем открыть путь к титану. Они здесь и выступают боссами, которые, однако, Сонику не по зубам… до тех пор, пока он не отберёт последний изумруд у самого титана и не превратится в свою супер-форму. Супер Соник, как это уже устоялось в серии, не получает урона, но постепенно теряет кольца. И вот теперь можно начинать резню под охрененный вокальный саундтрек. По сути, мы просто используем против титана открытые приемы ежа с перебивками на QTE, но блин – постановка и опять же саундтрек превращают эти бои в чистый эпик! Для меня первые три боя – лучшая часть Sonic Frontiers. Да и вообще хочется пожать руку Флинну за возвращение в игры того самого синего ежа Соника – беззаботного и любящего приключения, но серьёзно воспринимающего угрозу себе, друзьям и всему миру.
С другой стороны, подраться с боссами ещё раз нельзя. Даже никакой «Новой игры +» не завезли, чтобы побыстрее до этих боссов добраться. И тут даже непонятно, появятся ли эти режимы в игре когда-нибудь. Время покажет. Оставшиеся же два босса – уже не так круто. И да, я сказал два. Подраться с финальным боссом можно только на уровне сложности Hard (меняется в любой момент в настройках), только приготовьтесь к тому, что это bullet hell, основанный на одной из мини-игр. После прохождения игры открывается аркадный режим, где можно перепройти уровни в Киберпространстве, а в самом этом меню отмечается лишь время прохождения. Лучше бы элементарный Boss Rush сделали, а уровни можно перепройти и так: просто отправляемся на нужный остров, затем фаст-трэвел к нужному порталу. Кстати да, после прохождения третьего острова, откроется перемещение между островами. Напрягает только то, что с точки зрения сюжета это вообще никак не объяснено.
В графическом плане ничего сногсшибательного в игре нет. Некоторые объекты так вообще прогружаются прямо перед носом. Хуже всего ситуация с графикой обстоит на Switch, разумеется. С другой стороны, оптимизирована Sonic Frontiers для этого самого Свитча очень достойно – стабильные 30 FPS с очень редкими просадками где-то до 26-27.
Саундтрек в игре отличный. Спокойные треки в открытых зонах, что-то косящее под Нагануму на уровнях и вокальная мощь, метящая на лавры Metal Gear Rising, на боссах.
[Послушать парочку треков из игры можно по ссылке]
Из-за пары треков сабжа я что-то невольно вспомнил одну простенькую JRPG – первую часть Blue Reflection. Нравится игра далеко не всем (и я вполне могу понять этих людей), но там тоже есть огромные эпичные боссы с отличным саундтреком, причём все пятеро тамошних боссов держат эту планку, что лично для меня вывезло всю игру. Про Blue Reflection и её сиквел я думаю рассказать «может быть когда-нибудь», но сейчас мы отвлеклись, так что вернёмся к нашим ежам.
Локализация. В этот раз, я так понял, английский скрипт (сценарий) Флинна нужно воспринимать как оригинал. Для Японии его слегка изменил Морио Кишимото, чтобы соответствовать японскому рынку. Играл я с японской озвучкой (опять же, Канэмару-сан > Роджер) и хотел было ругаться на заметное расхождение в английском и японском скриптах. Делать я этого всё же не буду, но теперь очень хочу ознакомиться с японским скриптом. С озвучкой проехали, ведь у игры есть текстовый перевод на русский, претензий к которому у меня нет.
Заканчиваем. Игра определённо не на 8.3 из 10. Точные оценки я больше не даю, но игру есть, за что ругать. Мои крупные претензии к игре следующие: нет «Новой игры +», нет возможности рефайтить боссов, нет смысла качать лимит колец и скорость (малополезно в геймплее и занимает много времени), нет возможности пропустить мини-игру с пинболом. Мелкая претензия: редкие баги. Даже у «максималки» есть один неприятный момент: соответствующая катсцена проигрывается каждый раз при достижении лимита колец, отключить или пропустить эту катсцену нельзя. Моментум ещё? Он в 3D-Сониках давно мёртв, Вы о чём? А теперь моменты, которые мне понравились: добротные сюжет (пусть он и скомкан под конец) и геймплей, вполне разнообразные враги (в основном стражи), саундтрек (в основном вокальный) и особенно боссы. Откат к полюбившимся характерам персонажей и оптимизация на Свитче тоже достойны упоминания. Игра совершенно точно не шедевр. Но и отвратительной её назвать язык не поворачивается. Хотя есть личности, пытающиеся восхвалить её над Breath of the Wild, в которую они скорее всего не играли. А вот я играл (отличная игра, но не самая лучшая Зельда) и могу сказать, что разница в качестве довольно-таки большая. Если SEGA действительно задумывала игру, как ответ «Дыханию Дичи», то им стоит закатать губу обратно, ведь до качества игр Nintendo им ещё как до Пекина пешком. И тем не менее, Sonic Frontiers – это подвижки в правильном направлении и действительно неплохая игра. Наконец-то. НАКОНЕЦ-ТО фандом получил игру про Соника, за которую не стыдно. Так что да, мне игра понравилась. Я даже могу порекомендовать её к покупке, но чем дешевле найдёте, тем лучше.
«Running from the past is a losing game». Похоже, выхода из ежиной кроличьей норы для меня уже не предвидится. Я какое-то время пытался это отрицать, но больше не собираюсь – мне нравятся игры про этого синего засранца, и я горжусь этим. Почти потухший огонь надежды в то, что однажды SEGA сделает Соника снова великим, пусть и не сильно, но горит вновь…
UPD. И вот перед самой публикацией ревью выяснилось, что в 2023 году игра получит три крупных бесплатных апдейта. Жду, конечно, но на данное ревью, которое писалось с версии игры 1.0.1, эта новость не повлияет. Уж простите, но я уже прошёл игру и использовать фразу вроде «будет Boss Rush» не вижу смысла, ведь босс раша там пока нет.