В конце ноября вышло новое шоу, посвященное дочери Мортиши и Гомеса Аддамс - Уэнсдей. За первую неделю после релиза сериал опередил по времени просмотра четвёртый сезон "Очень странных дел" и стал рекордсменом среди оригинальных проектов стриминг-сервиса на английском языке! И еще, это первый сериал в карьере Тима Бёртона. Он лично снял первые четыре эпизода и спродюсировал шоу. Так что, "Уэнсдэй" определённо то, что нужно посмотреть всем, кто любит готическое веселье, приправленное ужасом, эстетику мрачных миров Бёртона и, конечно же, семейку Аддамс.
Немного истории:
Семья Аддамс - герои, будто специально созданные для вселенной Тима Бёртона, но придуманы они в далёком 1938 году художником Чарльзом Аддамсом. Это была карикатура для журнала "The New-Yorker": коммивояжёр продавал пылесос мрачной женщине, облачённой в длинное чёрное платье, — прообразу Мортиши. Рядом с женщиной стоял высокий мужчина, напоминающий будущего дворецкого Ларча, а за перилами лестницы пряталась девочка с длинными чёрными волосами — Уэнсдей. Герои продолжали появляться на страницах издания, но оставались безымянными. Читателям семья полюбилась и в 1962 году к Аддамсу обратился Дэвид Леви, телевизионный продюсер и руководитель NBC, с предложением создать телевизионную адаптацию комикса. Тогда художник дал героям свою фамилию и придумал им имена. В 1964 году сериал вышел на экраны.
В 1991 году, уже после смерти Чарльза Аддамса, выходит полнометражный фильм «Семейка Аддамс» режиссера Барри Зонненфельда, ставший культовым. В 1993 он же снял сиквел "Ценности семейки Аддамс". После этого историю семьи пытались безуспешно экранизировать и выпустили о приключениях Аддамсов несколько мультфильмов, последний, кстати, увидел свет совсем недавно - в прошлом году.
Главными героями экрана всегда были старшие члены семьи, а вот Уэнсдей прошла долгий путь от второстепенной героини до сольного шоу. И она этого точно достойна. Пусть не такая как все, но уже в юном возрасте Уэнсдей имела чёткие принципы, умела отстаивать свою точку зрения и, несмотря на "садистские наклонности" и любовь ко всему тёмному и мрачному, трепетно относилась к своей семье. А какой увидел дочь Аддамсов самый готический из всех готических режиссёров современности Тим Бёртон? Мнения зрителей разделились практически диаметрально, а меня всегда привлекают проекты, оценки которых располагаются в диапазоне "лучший сериал года" - "худшее, что я видел".
*Актёрский состав*
Итак, в главной роли двадцатилетняя актриса Дженна Ортега. Мне её игра очень понравилась, но здесь, конечно же, дело вкуса...
Мортиша Аддамс - Кэтрин-Зета Джонс, Гомес Аддамс - Луис Гусман. Их персонажи получились "по-бёртоновски" утрированными.
И подарок для поклонников "классических" экранизаций от Барри Зонненфельда: в одной из главных ролей - Кристина Риччи, которая в 90-х годах исполнила роль Уэнсдей в обоих фильмах режиссёра и создала канонический образ дочери Аддамсов для взрослого зрителя.
И, конечно же, Вещь (бегающая отрубленная рука - верный помощник и друг Уэнсдей) - в исполнении Виктора Доробанту.
*Сюжет*
Уэнсдей, по настоянию родителей, едет в школу-пансионат "NeverMore" для необычных детей, так как из всех других учебных заведений её исключают за неподобающее поведение. Именно здесь учились, познакомились и влюбились друг в друга Мортиша и Гомес Аддамс. По предписанию суда Уэнсдей должна ходить к психологу, научиться общаться со сверстниками (то есть не пытаться их убить) и встать на путь исправления. Несмотря на желание побыстрее сбежать, жизнь школы и небольшого близлежащего городка Джерико оказывается не такой уж скучной и увлекает Уэнсдей в круговорот всего того, что она любит: нераскрытые преступления, покушения на её жизнь, охота на монстров и страшные семейные тайны.
Вот, только по ходу ей еще приходится решать типичные подростковые проблемы. И, если раскрыть тайное сообщество, пробраться в морг, раскопать могилу в поисках улик и одолеть троих парней в рукопашном бою для Уэнсдей - раз плюнуть, то поиск общего языка с одноклассниками и соседкой по комнате, первые поцелуи и приглашение на бал взывают у неё ступор. Наблюдать за этим смешно и умилительно. В итоге мы получаем детектив с элементами хоррора и комедии вкупе с историей взросления в обёртке готической сказки.
Удивительно, но юмор в шоу держится на грани мрачного инфернального сарказма и добра, взрослых и подростковых тем, современной повестки и реального обличения пороков современного общества. Редкий баланс для современных сериалов - без перегибов. Многие реплики хочется записать и повесить себе на холодильник.
*Атмосфера*
Шоу снимали в Румынии - студийные съёмки проходили в Бухаресте, а вот для кадров экстерьера школы "NeverMore" использовался фамильный замок Кантакузино, расположенный в Южных Карпатах. И это невероятно красивое, для всех ценителей готики, место!
Бёртоновский стиль в шоу читается во всём: от начальной заставки до саундтрека, от выверенных мизансцен и кадрирования до деталей костюмов.
Музыку к сериалу написали Крис Бэкон и Дэнни Эльфман, которые уже работали с Бертоном над "Бэтменом", "Кошмаром перед Рождеством" и фильмом "Эдвард руки-ножницы". Добавьте к этому виолончельные каверы "Metallica" и "Rolling Stones" и аудиальное удовольствие гарантировано.
Фирменный микс мрачности, сказочности и милоты здесь в наличии, но такое ощущение, что первого ингредиента немного не доложили. Ещё, мне, как и многим зрителям, не хватило атмосферы самого "NeverMore" и, вроде есть множество отсылок к Эдгару Аллану По, тайные сообщества и какие-то школьные традиции, но, что называется, не докрутили! В сериале почти не показаны сами занятия в школе, преподаватели и нюансы учебного процесса.
Такое ощущение, что не рассчитали экранное время и бюджет. Восемь серий маловато для такого сюжета. Надеюсь, что во втором сезоне (а ему быть!) это упущение будет исправлено. Хотя, многие и так сравнивают "Уэнсдей" из-за увлечения всей этой школьной темой с "Гарри Поттером" и "Леденящими душу приключениями Сабрины". К тому же, в новой версии готически-сатирический мир Аддамсов наполнен ещё и фэнтези, но об этом чуть ниже... В целом, картинка и атмосфера сериала радуют и увлекают.
*Проблематика*
Дженна Ортега в интервью отмечала, что роль для неё оказалась сложной из-за того, что Уэнсдей никто еще не видел повзрослевшей. Во всех предыдущих версиях она была ребёнком, а им, как известно, многое прощают. Некоторые поклонники "канонического образа" Уэнсдей обвиняют новый сериал в том, что из Ортеги вышла не такая суровая, не такая сдержанная и мрачная Уэнсдей. Что я могу сказать... девочка - выросла! И лично мне понравилась Уэнсдей-тинейджер. Она попадает в новую обстановку, где в отличии от семьи, в которой её принимают и любят, нужно как-то взаимодействовать с незнакомыми и не очень дружелюбными людьми, хочет она того или нет. Уэнсдей с трудом, но справляется: вливается в коллектив и при этом, что очень важно, сохраняет самобытность, идентичность. И это, кстати тоже фирменный почерк Бёртона.
А еще, мне очень понравилось сколько внимания уделено в шоу отношениям взрослеющих детей и родителей. Почти у каждого из героев - разлад и непонимание в семье, вот только одни смогут справиться с обстоятельствами, и при этом остаться собой, а другие - сломаются и выпустят внутренних чудовищ наружу.
В последнее время у нас был разлад: мы запутались в коварном мелководье отношений матери и дочери...
Мортиша Аддамс
Школа "NeverMore", в которую отправляют свою дочь Аддамсы - заведение для изгоев, как говорится в сериале, а по факту - для необычных детей - существ из легенд, мифов и сказок. Но мы понимаем, что на самом деле речь идёт о подростках, которых принято называть лузерами, отвергнутыми, странными, белыми воронами, ну или в случае с Уэнсдей - "вОронами" (еще один оммаж мистеру Эдгару Алану По).
Кстати, многие ругают "Уэнсдэй" именно за такое сверхъестественное расширение вселенной семейки Аддамс. Но, как мне кажется, это даёт истории новое звучание и хорошую базу для развития сюжета. К тому же, в классических версиях смышлёная, умеющая шутить, бегающая по дому отрубленная рука никого не смущала. Можно сказать, что пока нам только заявили героев истории: оборотней, русалок, вампиров, горгон... и очень хочется узнать поближе каждого из необычных друзей Уэнсдэй (пусть, даже она их так сама и не называет).
Один из главных посылов шоу - оставайся собой, несмотря на то, что все вокруг считают тебя странным и "твои люди" тебя найдут - такие же необычные, как и ты - именно это и станет объединяющим звеном.
*В итоге*
Главный камень преткновения для зрителей "30 плюс" - разрушение канона. Не стоит забывать, что, в основном, шоу всё же ориентировано на публику помоложе. Но ещё хочется спросить недовольных зрителей: зачем снимать новое, если есть старое и Его Величество Канон?! Герои живут, истории развиваются, а застой - это смерть и, хотя это уж очень в стиле Аддамсов, но даже им нужно идти вперёд.
Поэтому я всегда "за" новый взгляд, который точно не устроит абсолютно всех, ведь люди разные и поэтому кто-то может пойти и ещё раз пересмотреть старый сериал или фильмы Барри Зонненфельда, а кто-то влюбится в новых героев и возможно, откроет что-то новое и в себе или просто получит большое удовольствие от просмотра, как я.
Если вы любите "готический вайб", как говорится в шоу, семейку Аддамс, умение Тима Бёртона увидеть в общепринятых отвратительности, ужасе и страхе красоту и добро, тем самым показывая относительность наших суждений; если вы открыты для нового и свежего взгляда на привычные истории, то "Уэнсдей" обязательно покорит ваше сердце!
Друзья, на своём канале я рассказываю не только про кино. Если вы хотите быть в курсе новостей и тенденций в литературе и культуре, читать отзывы на интересные книги, фильмы и сериалы, то присоединяйтесь к Mermaid's Talks
А ещё, здесь я много говорю о женщинах в искусстве - выдуманных и настоящих.
Не забывайте ставить лайк, если вам понравилась статья - это помогает в её продвижении.
Тоже интересно: