Сложно не замечать, насколько сильно кинематограф влияет на моду. Разбёрем несколько совсем свежих примеров. После премьеры сериала "Уэнсдей" в коллекциях известных дизайнеров стали активно появляться готические элементы.
Пользователи соцсетей вдохновлялись образами, как самой Уэнсдей в исполнении Дженны Ортеги, так и одной из самых ярких готических героинь поп-культуры - Мартиши Аддамс.
Выход в свет этим летом кино-версии мультипликационной классики от "Disney" - "Русалочки" спровоцировал цунами волну мёрмейдкора. Но кино редко придумывает что-то новое, фильмы лишь компилируют и пересобирают визуальные стили, которые уже существуют и вдыхают в них новую жизнь, а следовательно дают толчок для движения модных тенденций в определённом направлении. А всем нам известно, что одежда - это высказывание и самовыражение, некий код, который часто передаёт послание к миру гораздо красноречивее и объёмнее, чем любые слова.
"То, что раньше было хобби, стилем жизни или субкультурой, теперь называется кором (от английского core — "ядро"): прибавьте английскую приставку к любому явлению и получите эстетику. Через призму коров миллионы людей в интернете курируют свои идентичности и романтизируют жизнь: одну неделю одеваются в розовое и слушают саундтрек "Барби", а другую — сушат смородиновый лист в комбинезонах с кроксами".
Издание "The Blueprint"
Кор - это собирательный визуальный стиль, эстетика и сейчас все мы переживаем розовую лихорадку, благодаря не только яркому и обсуждаемому фильму "Барби", но и сопровождающей его маркетинговой кампании невиданных масштабов. Под словом "мы" я подразумеваю не только женщин, но и мужчин.
Да, цвета не имеют пола, но нас всех с самого раннего детства (вернее, с рождения) приучают к тому, что розовое - для девочек, голубое - для мальчиков. Это касается не только одежды, но и цвета поздравительных открыток, шариков, колясок, стен в детской, постельных принадлежностей, подгузников и т.д.
Бум гендерно-маркированных цветов наступил, когда УЗИ стало общедоступным и родители заранее смогли покупать приданное для своего малыша. К слову, мои родители ждали сына и поэтому мне пришлось первые месяцы жизни провести в окружении голубого цвета...
Развитие соцсетей дало новый толчок для производства маркированной по признаку пола одежды и атрибутики. Что, конечно же, только на радость промышленной индустрии, которая заставляет нас потреблять больше и больше. Например, второй ребёнок не сможет пользоваться вещами определённого цвета, доставшимися в наследство от старшего, если будет другого пола.
Но в последнее время мода и культура всё больше двигаются в сторону унисекса. Многие известные мужчины стали активно носить юбки (и я не про шотландский килт), типично "женские украшения", например из жемчуга, обтягивающую одежду, красить ногти в яркие цвета. А ведь раньше такое могли себе "позволить" лишь самые смелые парни.
Вариации на тему килта, кстати, стали поводом для скандала вокруг коллекции Жана-Поля Готье в далёком 1984 году. Дизайнер в ответ на критику в свой адрес с иронией заметил: "Юбка не делает вас менее мужественным, потому что мужественность идет изнутри". Спустя много лет модный дом "Dior" в коллекции зима 2023-2024 снова предложил мужчинам носить юбки.
Актёр Роберт Паттинсон как амбассадор бренда, пришёл на показ, цитируя наши СМИ, "без штанов". Про лук актёра не смогла не пошутить даже журналистка Ксения Собчак.
Годом ранее актёр Брэд Питт, в чьей мужественности сомневаться не приходится, появился на премьере фильма "Быстрее пули" в Берлине в костюме, но не брючном. Это вызвало волну осуждений обсуждений в СМИ, особенно на фоне привычного довольно сдержанного стиля актёра. Раньше он никогда так смело не заигрывал с модой и стилем. Стоит обратить внимание, что комплект Брэд дополнил бледно-розовой (= женского) цвета рубашкой. Разве стал актёр выглядеть женственно или менее привлекательно? По-моему мнению, нет.
Яркий пример разрушения всякого рода ограничений в самовыражении: музыкант и актёр Гарри Стайлс, который часто эпатирует консервативно настроенную публику. Уже в 2020-м он стал первым мужчиной на обложке американского "Vogue" за 127 лет, но сделал это в своём стиле. Так, на самой обложке Стайлс одет в платье из фатина, а на других снимках из фотосессии примеряет разного фасона юбки. Автором съёмки выступил фотограф Тайлер Митчелл.
Обратите внимание, что на снимке, размещённом на обложке музыкант надувает голубой шарик, а рядом приведена цитата из его интервью: "Каждый раз, когда вы устанавливаете барьеры, вы ограничиваете себя".
До этого Гарри Стайлс стал звездой мартовского номера журнала "Beauty Papers", где на одном из фото позировал лишь в чёрных сетчатых колготках и туфлях.
Голубой или розовый? Вот в чём вопрос...
Движение в сторону гендерно-нейтральных цветов является частью общей тенденции "стирания границ" и большей свободы. Но даже после всего описанного выше, цвета в одежде (особенно для мужчин в нашей стране) - тонкий лёд. Будущие родители всё равно устраивают гендер-вечеринки, где по начинке торта или конфетти из хлопушки можно будет узнать пол ребёнка. И, конечно же, мало кто из матерей и отцов наденет на мальчика розовую футболку. А как отреагируют родители, если сын начнёт одеваться в розовое? Думаю, 99 процентов решат: "с ребёнком что-то не так".
Немного истории
До конца XIX века цветом для младенцев всегда был белый: такие вещи символизируют чистоту и непорочность, к тому же их легче стирать и отбеливать (можно кипятить без риска испортить вещь). Концепция ассоциирования отдельных цветов с полом возникла лишь в середине XIX века. И вы удивитесь, но раньше розовый носили мальчики, а голубой - девочки.
Голубой цвет символизировал мантию Девы Марии. Розовый ассоциировался с мальчиками, как вариант красного: цвета агрессии, решительности и "высшей пробы" - для войнов, королей и римских пап. В статье, опубликованной в июне 1918 года в журнале "Earnshaw Infants' Department", можно прочитать: "Общепринятый цвет для мальчиков - розовый, для девочек - голубой".
В 1927-м журнал "Time" напечатал таблицу с указанием цветов, соответствующих полу девочек и мальчиков, по мнению ведущих американских магазинов. Большинство из них советовали одевать мальчиков в розовое. И только в 1940-х установился "цветовой диктат", который сохраняется до сих пор. Переворот произошёл после Второй мировой войны.
Кристиан Диор и его "нью лук" преобразили женщину в подобие цветка, которому предписано теперь быть нежным и... розовым. Цвет стал активно рекламироваться и продаваться модными брендами и ритейлерами как идеальный цвет для женщин. И снова кинематограф в помощь: вспомните Мэрилин Монро в её невероятном розовом платье, исполняющую песню про то, что лучшие друзья девушек - бриллианты в картине 1953 года "Джентельмены предпочитают блондинок".
Голубой же теперь стал поистине мужским, что связано, скорее всего, с цветом военной формы. Синий и его оттенки стали ассоциироваться с героизмом, мужественностью и защитой.
Доктор исторических наук из Университета Мэриленда Джо Б. Паолетти в книге "Розовое и голубое: отличия мальчиков и девочек в Америке", работа над которой заняла у неё тридцать лет, кропотливо разбирает повседневные практики одевания детей на протяжении многих лет.
Оказывается, что множество психологических, культурных, исторических факторов влияет на то, что именно родители выбирают для своих детей, но главное, что со временем всё меняется! Например, в 70-е в разгар второй волны феминизма розовый цвет как "самый девичий" был отвергнут на какое-то время, но потом снова набрал обороты. Некоторые молодые мамы, выросшие в 1980-е годы, лишённые розового цвета, кружев, длинных волос и Барби отвергли унисекс для своих дочерей.
"Даже если они по-прежнему являются феминистками, они воспринимают эти вещи в ином свете, чем феминистки из поколения бэби-бумеров. Они считают, что даже если они хотят, чтобы их девочка стала хирургом, то нет ничего плохого в том, что она будет очень женственным хирургом".
Джо Б. Паолетти
По мнению специалистов по детскому развитию, дети начинают осознавать свой пол в три или четыре года. И только к шести приходит полное понимание, но к этому моменту они уже напичканы изощренной и всепроникающей рекламой, которая, как правило, и закрепляет социальные условности.
Современные представления о гендерно маркированных цветах
Мне очень нравится выражение Паолетти: "Возможно, мир моды и разделил детей на розовых и голубых, но в мире реальных людей не все чёрно-белое". Книга, к слову, издана довольно давно - в 2012 году.
Многие считают, что феминизм - это то, что ущемляет мужчин, но на самом деле это то, что защищает интересы и свободу каждого в отдельности. Например, при всех своих недостатках новая "Русалочка" наконец-то наделила принца Эрика субъектностью. Он получил собственную предысторию и даже небольшой внутренний конфликт. В мультфильме Эрик был лишь картонной фигуркой - приложением к Ариэль, как и Кен к Барби.
Недаром песня Райана Гослинга из фильма Греты Гервиг "Just Ken" ("Я лишь Кен") про то, что он всегда "намбер ту" взорвала интернет и породила множество мемов. Мы смеёмся, иронизируем и в процессе этого осознаём многое, что давило на нас всех веками. Таким образом, новое кино раскрепощает и женщин, и мужчин.
И "Барби", уже ставшая самой успешной картиной женщины-режиссёра (кассовые сборы за три недели проката перешли границу в миллиард долларов) "разморозила" мужскую моду! Вспомните, что носили мужчины в последнее время. В основном, одежду сдержанных белых, чёрных, серых цветов или насыщенных оттенков, но обязательно тёмных. Сейчас мужчины и дизайнеры, создающую для них одежду, вдохновились на яркость и вызов!
"Valentino" вообще выпустил коллекцию "Pink PP", где палитра радикально сведена к одному кричащему оттенку розового цвета. Креативный директор модного дома Пьерпаоло Пиччоли считает, что фуксия (маджента) прекрасно подходит и для мужских, и для женских образов.
В соцсетях уже начинается волна Кенкора, вдохновлённая образами Райана Гослинга в фильме "Барби".
Такие тенденции в моде и стиле, помогают преодолевать стереотипы и предубеждения в обществе и культуре. Меняются понятия маскулинности и женственности, понимание и осознание гендерной идентичности становится более глубоким.
Мужчины теперь могут плакать, спокойно ходить к психотерапевту (первым, кто открыто заявил об этом был герой культового сериала - босс мафии Тони Сопрано), а женщины с удовольствием носят оверсайз одежду и модели в стиле "бойфренд", как будто снятые с мужского плеча. Мы всё больше обращаем внимание на свои желания, на то, как (и кем) мы себя ощущаем, становимся более уверенными, находим опору внутри, а не снаружи.
Мне показался интересным комментарий детского психолога, ведущего обучающих программ по гештальт-терапии, по работе с детьми и подростками в гештальт-подходе Юрия Потурнака:
"Девочкам больше предлагают и навязывают. Как будто они ассоциируются с этим розовым, нежным, приятным для восприятия глаз оттенком. Мальчик в свою очередь уже как будто должен ассоциироваться с фундаментальным, основательным, синим, благородным. Например, как одежда у сотрудников полиции - синяя, символизирующая безопасность, стабильность, устойчивость.
Это внешний фактор, привязанный к ребенку. Стереотип, который передается из поколения в поколение и пугает людей. Мамы и папы думают, что, если выбрать розовый для мальчика, то у них будет какой-то не такой мальчик. Или если выбрать синий для девочки, то будет какая-то не такая девочка.
Родители начинают заботиться о “правильной” ориентации ребенка через одежду, через контент, полагая, что это в первую очередь влияет принадлежность к определенному гендеру. Но почему-то все забывают, что на гендерное расстройство личности воздействуют совершенно другие факторы. К сожалению, на обывательском уровне мы ничего не знаем, живем стереотипами и пугаемся, если мальчик взял розовую футболку в магазине или девочка выбрала черный или синий свитшот. Мы сразу думаем, что что-то не так, хотя это абсолютно нормально".
Путь розового от определённо женского к универсальному - часть длительного процесса освобождения от концептуальных оков и сексуальной дихотомии. Уже сейчас мы чувствуем, что больше нет обреченности - есть выбор. Молодые актёры и музыканты выглядят всё ярче, раскованнее и при этом умеют выдерживать стиль и элегантность.
Используя все оттенки и цвета, мы, по мнению издания "Vogue" перекраиваем свою "хроматическую географию". Я думаю, что так мы освобождаем не только свои гардеробы, но и души от жёстких ортодоксальных рамок. Иногда путь к свободе и творческому самовыражению может начаться с покупки пары розовых ярких кроссовок🎀
Если вы хотите быть в курсе событий из мира кино, литературы и культуры, читать отзывы на фильмы, книги, то подписывайтесь на мой канал 💙Mermaid's Talks💙 Здесь я также много говорю о женских персонажах и проблемах в искусстве.
Не забывайте ставить лайк, если вам понравилась статья - это помогает в её продвижении.
Другие интересные публикации на канале: