Найти тему

Ц1ал бакьанайги йоана гьобол

(Бывает гостья, которая любит плеть)

В старом Джурмуте есть поговорки и пословицы, которые идут от предков, но многие и не знают их предысторию. Одни звучат очень красноречиво, с аллитерацией, другие несколько коряво, не очень. Мне становится чрезвычайно интересно, когда узнаю их предысторию. И я решил поделиться с некоторыми из них.
Есть такое выражение: "Ц1ал бакьанайги йоана гьобол" (Гостья может быть и такая, которой нравится плеть).

Выражение используют в том смысле, что гости могут быть самые разные, надо угодить им и обеспечить довольство гостей. Когда я спросил у одного почетного старца из Джурмута, что означает это выражение, мне рассказали историю, связанную с этим выражением. Дело было вот как.
Была оказывается ранняя осень конца пятидесятых годов прошлого века. В Джурмуте пора активного сенокоса для колхозов - звеньевые, бригадиры, председатели, уполномоченные из райцентра, которые приходили контролировать колхозников, шла жаркая работа.

Один джурмутовец решил сыграть свадьбу сыну, пока не наступили холода и закрылся перевал в Цор. Привезли много чачи, зарезали десяток баранов, зурначи и барабанщики, бравые молодцы на скакунах, кто верхом, кто пешком, женщины и молодые девушки в серебре и в украшениях собирались толпами по зову зурны и веселья на вечерний пир к центру аула. На небе сияла яркая осенняя луна, особенно яркой бывает луна в этот период, вокруг костра по середине аула собрались стар и млад всего округа, чтобы посмотреть на молодых. В это время в аул на лошадях пришли гости, кто-то позвал со свадьбы молодого председателя колхоза. Оказалось, что из района приехал начальник сельхозуправления, работник райисполкома и молодая, красивая женщина, третий секретарь райкома партии.

Председатель дал короткий отчет о ходе работы в колхозе, угостил чиновников из района и очень тихо и деликатно предложил им не пожелают ли пойти к месту где молодежь танцует и поет на свадьбе. Гости согласились и направились они на свадьбу. Толпы молодых людей с разинутыми ртами смотрели на молодую, невероятной красоты женщину секретаря райкома. Им отвели почетное место, мужчины - гости и председатель колхоза сели, а секретарь райкома женщина попросила, чтобы ее оставили постоять с женщинами. Бравые молодцы под бой барабана и зурны один за другим выскакивали и кружились вокруг костра и только после этого знаком, кто кивком головы, кто маленькой палочкой выбирали себе напарницу для танца. Иногда просто выходили девушки танцевать, разное время по разному было.

Среди этой толпы молодых людей был оказывается один хулиганистый молодой человек, который напарницу для танца звал плетью, которая висела на запястье руки. Зная его вольность и некую безбашенность в танце и выборе напарницы от принятого кахетинского, напуганные девушки хохотались, расширяли ему круг и не выходили с ним на танец. (Его звали Багадур из аула Чорода, он был другом моего покойного отца, я как то рассказывал вам как они по дороге Богнода сломали ногу лошади отца и потом лошадь застрелили). После второго дерзкого трюка Багадура вокруг костра, девушки опять отступились, и он оказался возле красивой гостьи, секретаря райкома, которая не привыкла испугаться и отступиться вместе с девушками. Он поднял и хлестнул во всю мощь по ее спине плетью и трюком полукруга позвал на танец.

Напуганный властью джамаат со страху ахнул от такой дерзости хулигана, нависла неловкая пауза, говорят даже зурнач замешкался, но через миг продолжил музыку как бы разгладить неловкость. Секретарь райкома от жгучей боли сперва согнулась, потом выпрямилась и словно лебедь по воде пошла легким и плавным движением на танец с хулиганом и начали вдвоем кружиться вокруг костра. Председатель колхоза, хозяева свадьбы и молодые люди озверевшие от этой дерзости и глупости с нетерпением ждали конца танца, чтобы наказать глупца, который обидел уважаемую гостью.

Когда они набросились на него после танца секретарь райкома подозвала к себе председателя колхоза и жестким образом потребовала у него не трогать Багадура. Когда спросили у нее после свадьбы почему она не позволила наказать хулигана она сказала: " Я устала быть х1акимом и мне надоело вокруг себя робость мужчин и нерешительность. Хулиганство и плеть Багадура во мне разбудили женщину, хочу быть обычной женщиной, которая ничем не отличаюсь от этих девушек на свадьбе". После этого в Джурмуте родилась вот та поговорка: "Ц1ал бакьанайги йоана гьобол". (Гостья может быть и такая, которой нравится плеть).