«Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся» (Л.Н. Толстой)
Слова Л.Н. Толстого -это слова о динамике человеческого потенциала, ибо человек в своей *человеческой жизни* имеет два вектора: на деградацию или на развитие.
Развитие предполагает масштабную трансформацию, в личностно-профессиональном плане в частности.
Одним из средств трансформации сотрудника в организации следует считать корпоративное обучение. Именно оно (в отличие от внутрифирменного обучения) построено на идее трансформации, на преобразующем обучении.
Цель корпоративного обучения - развитие личностно-профессиональных навыков сотрудников, формирование у них новой системы личностно-корпоративных ценностей (согласно миссии организации, её стратегических целей), вовлечение сотрудников в управление организацией, синергия эффективного использования человеческого капитала организации и её эффективного функционирования и развития.
Как организовать корпоративное обучение, ориентированное на трансформацию сотрудников?
На масштабные перемены (трансформацию) сотрудников направлена теория преобразующего обучения Джека Мезирова, американского социолога, профессора взрослого и продолжающего обучения в Учительском колледже Колумбийского университета. Идея преобразующего обучения - это сдвиг парадигмы/парадигм у обучающегося , масштабные перемены в его поведении, т.е. трансформация.
По мнению Д.Мезирова, трансформация базируется на трёх элементах:
- ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ (если человек не деградирует, то с опытом он развивается);
- КРИТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ (психически здоровый человек в течение жизни подвергает сомнению своё мировоззрение и ценности);
- РАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС (психически здоровый человек в течение жизни исследует свои убеждения и ценности, делится этим с другими людьми, коммуницируя).
Таким образом, эти три элемента должны быть учтены при проектировании и реализации корпоративного обучения.