Найти тему

Киану Ривз и киберпанк

Почему именно он?
Почему именно он?

В прошлой статье я написал, что есть у меня теория, почему для внешности Джонни Сильверхэнда пригласили именно актёра Киану Ривза. И, конечно же, многие подумали о «Матрице» тогда ещё братьев Вачовски. Более того, я примерно в то время читал аннотацию к этому фильму, что «киберпанковский боевик братьев Вачовски…». Правда, очень быстро, мне довольно популярно объяснили, что такое «киберпанк», и почему «Матрица» к нему не относится. И я попробую сейчас пояснить это своими словами.

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!

Начать можно с того, что у киберпанка есть определённые каноны. Собственно, я озвучил их в прошлой статье. Тем не менее, нельзя сказать, что «Матрица» вообще ничего оттуда не взяла. Взяла – и немало, на самом деле. Например, образ Тринити – это та же самая Молли из «Киберпространства» Гибсона. Она, кстати, появляется и в «Джонни-мнемонике», и в «Нейроманте», и в «Моне Лизе». Да и сам Нео немало взял от Кейса. Ну, кроме разве что пристрастия к «нехорошим веществам» и так далее. Тем не менее, несмотря на то что «Матрица» кое-что и заимствует из «Киберпанка», она им не является. Нет здесь ни корпораций, ни слабого правительства, ни людей, живущих на самом дне общества, которые были бы в центре сюжета. Да и сам сюжет более посвящён совершенно другим вещам. Хотя, конечно, как боевик, который показал много всего нового – «Матрица», безусловно, хороша.

А помните такого Киану Ривза?
А помните такого Киану Ривза?

Но, если образ Киану Ривза пришёл не оттуда, то откуда же? Собственно, один из подписчиков, в комментариях к прошлой статье уже упомянул тот фильм, отсылкой к которому и является образ Джонни Сильверхэнда. Я, кстати, тоже уже назвал этот фильм, и это – «Джонни-мнемоник». И да, там его тоже играет Киану Ривз. Более молодой, менее опытный, но очень хорошо «вжившийся» в эту роль.

И "High Tech" и "Low Life"...
И "High Tech" и "Low Life"...

И, кстати говоря, это и есть самый, что ни на есть, настоящий киберпанк. Хотите примеров? Да без проблем. Начать с того, что там есть все «внешние атрибуты» – «High Tech – Low Life». Причём, нам про эти атрибуты не говорят – нам их показывают, что называется, «в лоб». Например, герой не просто так взялся за то задание – Джонни отчаянно нужны деньги, чтобы выйти из этого бизнеса и вернуть себе свои воспоминания – он «переписал» их на какой-то носитель, чтобы освободить место в памяти. Кстати, памяти ему всё равно не хватает, и он идёт на смертельный риск, записывая в себя эти данные. Опять же – СНИ (синдром нервного истощения), который получают там почти все. Я очень давно смотрел фильм (и на самом деле, вряд ли буду его пересматривать), но что такое этот самый СНИ, и может ли это дело быть в реально жизни – вполне себе представляю. Просто в кино это несколько утрировали. А вот если ты на самом деле постоянно работаешь с компьютером – на самом деле реально «словить» этот самый СНИ… То есть – я уже назвал, как минимум, два признака киберпанка, что были в «Джонни-мнемонике»…

Кстати говоря, если говорить о «Джонни-мнемонике», то фильм был снят по одноимённому рассказу. Конечно, сюжет рассказа и сюжет фильма – это совершенно разные вещи. Но вот, что в рассказе интересно, помимо сюжета, это, например, место действия. Некий «Ночной город».

Найт-Сити...
Найт-Сити...

На самом деле, если стоит говорить, непосредственно об игре «CyberPunk 2077», то она делает отсылки как раз к произведениям Гибсона. Начать с того, что действие разворачивается в том самом «Ночном городе» – «Найт-сити». Про самого Джонни Сильверхэнда я говорил. Его образ и внешность Киану Ривза – это тоже отсылка к фильму «Джонни-мнемоник». Кстати говоря, то, что герой запихал в себя чип с личностью этого самого Джонни – это тоже отсылка к фильму. Там герой записывает в себя слишком много данных и получает информационную перегрузку (если он срочно не достанет из себя эти данные, то просто у него мозг откажет). И, что касается остального – почти всё, что есть в рассказе «Джонни-мнемоник» и фильме (хоть он и сильно отличается), есть и в игре.

О терминологии («лёд», «ледоруб» и прочее) наверное, можно и не говорить – с ней всё понятно и так. Но, пор саму игру мне говорить не так, чтобы хотелось. Во-первых, я в самом деле не так, чтобы сильно любил компьютерные игры. Далее, на то, чтобы играть – нужно много времени, а у меня его просто нет. Да и сам антураж киберпанка – вовсе не то, что мне нравится в жизни. То есть – если смотреть на это дело максимально широко, то мы видим следующее… Например, слабость центральной власти. То есть – несмотря на то, что город «Найт-сити» номинально расположен на территории США, никакие законы, кроме законов корпораций, там нет. Полиция – принадлежит не правительству США (хотя, там и в реальности с полицией и её подчинением разбираться очень интересно), а тем же корпорациям. Уровень преступности – зашкаливает. Некоторые вещи, признанными аморальными в нашем мире – вполне себе разрешены. Люди становятся лишь игрушками в руках тех, у кого есть средства, чтобы ими играть – можно вспомнить посещение «кукольного дома» и историю Эвелин.

За блеском высоких технологий и ярким светом неона скрывается очень и очень неприглядный мир, в котором и приходится жить простым людям, таким, как Ви и остальные, с кем ему придётся взаимодействовать. Но сделано всё это, понятное дело, с вниманием к деталям и тому подобными вещами, чем и раньше славилась та самая компания, которая сделала и «Ведьмака». Кстати говоря, несмотря на то, что я и в него почти не играл, книги я читал именно после выхода игры. Так что то, что они занимаются такой «популяризацией» книг – ну, это хорошо…

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!