Есть ли художник более любимый сейчас и в то же время сильно недооценённый при жизни?
И есть ли люди, не знающие или не проникшиеся его творчеством хоть на долю? Наверняка – нет. Все мы прекрасно в курсе общеизвестных фактов о Винсенте Ван Гоге: он поздно пришел к художеству, при этом, став одним из самых продуктивных художников мирового искусства. За несколько лет целенаправленного занятия живописью Ван Гог создал около тысячи картин и эскизов.
Мы знаем его, как автора потрясающих фантазийных пейзажей – первых в своем роде, в которых чувствуется одновременно и сила, и уязвимость художника. А вот свои неординарные мысли, философию он часто передавал через натюрморты – портреты вещей.
И это действительно, в большинстве своем, портреты. Находясь на лечении в психиатрической клинике, Ван Гог пишет «портрет» своей комнаты. Он вообще любил описывать собственный взгляд на реальность, применяя неожиданные ракурсы, цвета и тона.
Но в натюрморте с башмаками нет нереальных красок и безумного сияния пространства. Смысл здесь в другом. В этой паре простых рабочих ботинок, потрепанных и поношенных, художник видел себя.
Он немолод (хотя старым его тоже нельзя назвать), а особенно остро рубцы от жизненных ран ложатся на душу. Но только ее никто не видит, кроме самого художника. Перенести собственные ощущения можно на окружающий мир, на вещь в нем, выразив таким образом любое настроение.
Даже над этими ботинками, купленными на барахолке в Париже, художник потрудился, чтобы они четче передали необходимую мысль. Есть сведения, что Винсент после покупки «разнашивал» башмаки, то есть делал их еще более потрепанными и побитыми жизнью. Он гулял в них под дождем, мочил в лужах, шаркал по брусчатке, и вскоре они приобрели необходимую фактурность.