Со знаком минус. Везде.
Как сообщает Bloomberg, экономика Турции показала результаты хуже, чем прогнозировалось, поскольку в третьем квартале нынешнего года она росла самыми медленными темпами после спада в разгар глобальной пандемии в 2020 году, поскольку капитальные расходы [инвестиции в основной капитал, если иными словами - прим. Об этом не говорят] сократились.
Данные, опубликованные 30 ноября (в среду) показали, что валовой внутренний продукт Турции в третьем квартале увеличился на 3,9% в годовом исчислении, что по-прежнему является одним из лучших результатов в Группе 20, но ниже прогнозов большинства аналитиков, опрошенных Bloomberg. Таким образом, экономика резко замедлилась по сравнению с предыдущими тремя месяцами, когда ВВП вырос на 7,7%.
В то время как потеря импульса у экономического роста в прошлом квартале помогает объяснить безотлагательность шокового возобновления в августе Центральным банком Турции снижения процентных ставок, неортодоксальный подход также подпитывает инфляцию, которая все больше сказывается на экономике. С поправкой на рабочие дни и сезонные колебания ВВП в третьем квартале сократился на 0,1%.
Лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который должен быть переизбран в следующем году, отстаивает экономическую модель, в которой приоритет отдается экспорту, производству и занятости в ущерб ценовой стабильности и валюте. Президент оказал давление на центральный банк, чтобы он понизил ключевую ставку до однозначных цифр, и на прошлой неделе он достиг этой цели, доведя ключевую ставку до 9%.
Но четыре подряд сокращения до сих пор не придали импульса экономике объёмом 800 миллиардов долларов. Компании и потребители также оказываются не очень устойчивыми к разрушительному воздействию инфляции после постпандемического всплеска экономической активности, когда экономический рост Турции превышал 6% каждый квартал в течение двух лет.
Жесткий контроль над кредитованием и самая высокая инфляция в G-20 после Аргентины стали давить на частные инвестиции в экономику.
Падение лиры является одной из причин роста цен, приближающегося к 86% в годовом выражении. Этого уровня не было более двух десятилетий.
Как видно на примере Турции, ключевая ставка центрального банка не является эдакой "панацеей" от всех болезней для экономики, которую можно снизить и "экономика попрёт". Очень много сложностей и нюансов, которые надо учитывать в экономике страны кроме ставки.