Найти тему

Мог ли Жуков прорвать Блокаду ещё в октябре 1941 года

Поводом для написания этого материала послужила статья в Живом журнале одного товарища, который своё имя не указал, потому и я не буду. Назову его N.

Так вот, товарищ N. предложил версию о том, что прорвать Блокаду можно было ещё в сентябре-октябре. В его рассуждениях была логика. Но, на мой взгляд, было два существенных недостатка. Во-первых, он предвзято относился к Жукову, равно как и ко всему советскому руководству. Никто не заставляет любить большевиков и пр., но сей факт не должен мешать объективности. А во-вторых, в этой и других статьях было немало ошибок военно-исторического плана о ходе битвы за Ленинград, особенно путаницы в датах и географии.

Поэтому захотелось разобраться в предложенной версии.

По мнению товарища N. Жуков мог легко прорвать Блокаду ещё в октябре, если бы не увлекся выполнением других, не столь важных задач. В частности, по мнение N., не было необходимости оборонять Ораниенбаумский плацдарм, а тем более, пытаться пробивать к нему коридор. А следовало вывести 8-ю армию на правый берег Невы и использовать для прорыва Блокады. При этом форсировать Неву не на широком фронте (у Шлиссельбурга, Дубровки и Отрадного), а только на участке Дубровки и оттуда пробиваться на Синявино, навстречу 54-й армии. При этом N. забывает про форсирование у Марьино, которое как раз и было уж перспективнее всего. Во всяком случае в операции «Искра» прорвались именно там.

К этой версии даже карта прилагается, на которой нанесены мелкими стрелками действия Жукова, а жирной — как бы следовало наступать:

-2

Давайте для начала отвлечёмся от конкретной личности по фамилии Жуков. Во-первых, так будет проще и никому не будем мешать субъективное отношение к Георгию Константиновичу. Во-вторых — многие ключевые планы и решения, вообще-то не имеют к нему отношения, ибо принимались ещё до того, как он вступил в командование Ленинградским фронтом. Напомню, что фронтом Жуков командовал с 13-го сентября по 10-е октября.

Давайте начнём с того, что решение о прорыве Блокады было принято ещё до немецкого наступления и, даже до установления самой Блокады. Ибо 54-я армия, которая должна была наступать на Мгу и Шлиссельбург и прорываться в Ленинград, начала формироваться 3-го сентября, план по встречному удару Ленинградского фронта с форсированием Невы тоже появляется не позже 9-го. После начала немецкого наступления у Ленинградского фронта было много других забот, в первую очередь изыскания сил для затыкания дыр. Тем не менее, про операцию по форсированию не забывали, пополнили 1-ю дивизию НКВД, перебросили с Карельского перешейка 115-ю стрелковую дивизию, восстановили и перебросили с Ладоги 4-ю бригаду морской пехоты, готовили ещё силы, часть которых «съедало» немецкое наступление.

17-го сентября началось форсирование Невы на нескольких участках, при этом захватить удалось лишь плацдарм у Невской Дубровки.

Для усиления группировки на правом берегу Невы с последующей переправой, силы перебрасывались постоянно. Уже в сентябре туда прибыли, вновь сформированные 10-я и 11-я стрелковые бригады. В октябре и начале ноября были переброшены 10-я, 86-я, 168-я и 265-я стрелковые дивизии, 20-я стрелковая дивизия НКВД, 123-я танковая бригада и 107-й отдельный танковый батальон. Заново сформирована из остатков 10-й бригады 177-я стрелковая дивизия. При этом 10-я дивизия переброшена именно с Ораниенбаумского плацдарма (как потом и управление 8-й армии). Целая армия получается, но, к сожалению, войска переправлялись на плацдарм постепенно и, увы, уничтожались там.

Вся беда в том, что наше командование каждый день ожидало наступления дивизий 41-го моторизованного корпуса с юго-запада на Ленинград. То, что корпус убыл с фронта, не важно, важно, что в штабе Ленфронта считали, что он ещё где-то в районе Красного Села. Узнали же, лишь 28-го сентября. Эта ситуация объясняет и спешку в действиях 54-й армии, которая привела к неудачам в наступлении, и постоянные удары по Красносельской группировке немцев, и многое другое.

Вопросы может вызывать разве что Стрельнинско-Петергофская наступательная операция. Её замысел появился уже после того, как немцы взяли Петергоф и стало ясно, что сложился Ораниенбаумский плацдарм. Но, надо заметить, что операция по замыслу была вполне себе грамотная, сил бы для неё хватило, и если бы не спешка в подготовке и проведении, то наступление вполне могло увенчаться успехом.

Словом, с какой стороны и под каким углом не изучай обстановку, а что-либо иное от Ленинградского фронта, как мне кажется, требовать сложно.

Вот если бы в штабе у фон Лееба сидел какой-то наш Йоган Вайс и сообщал нам текущую обстановку с той стороны, то тогда шансы прорвать Блокаду весьма велики именно в октябре.

Допустим мы знаем уже числа 15-го, что 4-я танковая группа перебрасывается с Ленинградского фронта. У немцев остаются три пехотных дивизии, которые атакуют на петергофском направлении (и пусть себе атакуют), шесть пехотных дивизий, блокирующих Ленинград, 20-я моторизованная и 12-я танковая в южном Приладожье. При этом, если армия маршала Кулика не начнёт в спешке наступление, а отложит до 1-го октября, то немцы, скорее всего, перебросят из-под Ленинграда и 8-ю танковую дивизию, ибо так первоначально предполагалось. Под Ленинград могут немцы быстро подтянуть лишь ещё пару пехотных дивизий. Правда, есть ещё указания для 39-го корпуса форсировать Неву и соединиться с финскими войсками.

Итак, мы, вооружённые знанием всех планов и сил врага, назначаем операцию по прорыву Блокады на 1-е октября. Немцы оборону на Синявинских высотах ещё построить не успеют, артиллерии много не подтянут. Наша задача подбросить дополнительные силы для укрепления обороны по правому берегу Невы, дабы у немцев не было шансов её форсировать.

После чего снимаем отовсюду самые боеспособные и опытные дивизии, заменяя их ополчением, пополняем ударные дивизии личным составом с боевым опытом из других соединений, заменяя их там ополченцами. Создаём на правом берегу Невы ударную группировку во главе со штабом 8-й армии, в составе восьми хорошо укомплектованных стрелковых дивизий, 123-й и 124-й танковых бригад, пары танковых батальонов, сильной артиллерией. 54-я армия к тому времени также получает дополнительные силы в виде 3-й и 4-й гвардейских стрелковых дивизий и 61-й танковой бригады, в результате в её ударной группировке восемь стрелковых дивизий и две танковых бригады, с сильной артиллерией и сапёрами. Она бы такой и была, кабы не вводилась в бой частями.

И одновременно наступаем с двух сторон. 8-я армия форсирует Неву у Шлиссельбурга, Марьино и Дубровки. 55-я и 42-я армии проводят частные наступательные операции, чтобы сковать противника и не дать перебросить резервы.

Ситуация в разы лучше для нас, чем в январе 1943 года.

Но… хорошо быть умным раньше, как моя жена потом.

Предложу вам ещё прочитать мою статью:

Сколько дивизий Вермахта было сковано под Ленинградом в 41-м

И не забудьте подписаться на мой канал.