Найти тему
Вечерний Лошманов

«Никольские пирожки» и подворье Китайской православной церкви: как в одном месте соединилось несоединимое

Об этом удивительном месте я узнал, как и о многих других удивительных местах из комментариев в моём телеграм-канале.

Это храм Николая Чудотворца в Голутвине, находится он между «Президент-отелем» и парком «Музеон». Церковь построена в конце семнадцатого века; памятник архитектуры; хотя колокольня — недавней постройки, прежнюю разрушили в тридцатых.

Есть версия, что своим названием местность, где стоит храм, обязана тому, что раньше здесь было подворье коломенского Голутвинского монастыря. Но сейчас здесь совсем другое подворье: Китайской православной церкви (Чжунхуа Дунчжэнцзяохуэй, если по-китайски). О чём можно узнать даже не заходя внутрь — уже из познавательных материалов на заборе.

Там и о православных храмах Китая, и о собственно КПЦ, автономной церкви в составе РПЦ, и о вкладе священников в синологию, то есть китаеведение, и о мучениках за веру — православных, убитых во время Ихэтуаньского (Боксёрского) восстания в начале прошлого века.

Китай, в отличие от России, остался коммунистической страной, и деятельность КПЦ в стране затруднена. Поэтому в Москве и сделали это подворье: сюда из Китая, как я прочитал в википедии, даже приезжают венчаться — и креститься тоже.

Храм окружён садом. В нём растут берёзы и хвойные деревья — и розы: какие-то укрыты на зиму, но несколько кустов величиной с небольшие деревья хранят на себе увядшие и замёрзшие цветы.

Читатель, от которого я узнал об этом месте, вообще-то хвалил мне здешние пирожки, поэтому мы сюда и приехали.

Пирожковая, совмещённая с церковной лавкой, называется «Никольские пирожки» и находится в деревянном доме, в обличье которого есть тоже что-то китайское.

-4

Внутри она скромна и замечательна. Там можно выпить обычного и травяного чая, который заваривают в пакетиках, или кофе — из кофемашины. И там много самых разных пирожков и другой выпечки: хачапури, лобиани, улитки с корицей, конвертики с клубникой, трубочки с кремом.

И — чего вы не найдёте ни в одной, уверен, российской трапезной, — там продают китайский чай.

Порционный пуэр в красивых обёртках (порция как раз на чайник), тегуаньинь, улун, красный чай, «Ворсистые лезвия из Юннани» и другие разновидности.

Более того, в соседней церковной лавке продают не только духовные книги и иконы — но и набор для чайной церемонии.

-7

Мы взяли душистого травяного чаю, пирог со шпинатом и расстегай с красной рыбой — и было нам очень хорошо. И от чая, и от того, какой вкусной была эта еда. Тесто в этой пирожковой сладковатое, лёгкое и доброе, а начинки оказались сделаны с не меньшим мастерством.

Мы купили домой мёда (он тоже там есть), несколько порций шу пуэра и самой разной выпечки.

Дома всё оказалось не менее прекрасным, чем то, что мы съели в пирожковой: в хачапури был хороший солёный сыр, смородина в одном пирожке оказалась красной (не часто такое встретишь: обычно делают с чёрной), яблоки в другом — крупно нарезанными красными и с корицей, а булочка с корицей там вообще одна из лучших в Москве. Впрочем, про всё остальное можно сказать то же самое: пекари в «Никольских пирожках» работают высочайшего уровня.

А после чая мы зашли в храм. Он одновременно обычный и необычный. Необычное начинается на входе: там лежат православные буклеты на китайском.

-9

Внутри очень спокойно. И вроде бы всё, как и в других церквях — разве что иконостас современной работы отличается особо вытянутыми фигурами святых. Но если присмотреться, то можно увидеть, что под многими иконами подписи на русском языке дублируются подписями на китайском. А в книжной лавке есть православные книги либо полностью на китайском, либо двуязычные.

Вот, например, икона священномученика Митрофана Пекинского, Митрофана Цзи Чуна. Это был священник, жестоко убитый восставшими ихэтуанями в 1900 году.

А рядом с храмом, под елями в саду стоит беседка — она называется китайской светлицей. С фонариками и иероглифической надписью над входом.

-11

Вот где в Москве ещё увидишь такое соседство? Нигде.

«Никольские пирожки», Москва, 3-й Голутвинский переулок, 14, стр. 2.

_________________________________________

В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь! И ещё у меня есть телеграм-канал, где больше коротких рассказов.