В одном из чатов на тематику городской жизни я наблюдал спор двух татар (настоящих, владеющих татарским языком, с обменом сообщениями в чате на русском и татарском).
И позиция одного была ну, условно назовем ее, либеральной. Он считал, что 1) никакие запреты не должны существовать в регуляции общественных отношений, вроде запрета "а давайте не продават алкоголь и у школ и у мечетей". 2) что татарский язык должен выживать без такого вот "поля господдержки", "и у тех кто идеен он и сейчас в порядке, в моей деревне племянники все по-татарски разговаривают". Ну и другие, почти либертарианские тезисы, просто помещенные в нашу реальность с национальным вопросом.
Позиция второго была условно охранительской. Что дескать "защитное поле нужно". И всевозможные регуляции тоже. И что без регуляций и запретов ничего не сохранится и не выплывет.
А что их роднило, из чего я решил, что националисты все-таки оба :)
Второй утверждал, что для защиты идентичности запреты позволят выстроить практическую сегрегацию от русских. А первый утверждал, что для защиты от ассимиляции русскими сегрегация конечо нужна, но так она и есть уже. И оба сходились к в том, что ни пряника, ни кнута не нужно для того, чтобы русские как-то знали или овладевали татарским языком. Потому что первичная цель это сегрегация от них, осознание, что они и так всем заправляют и надо бы их идей и удобных им решений остерегаться.
Интересно, а вот для меня "татары решили, что вам их язык лучше не знать" куда как более обидная, серьезная, подрывающая ощущение моей безопасности и достоинства сегрегация, нежели та, на которую любили жаловаться мои малопригодные русские соплеменники, что де их мало в рядах марателей и перекладывателей бумаг в каких-то районных администрациях и РОНО.
И так мало тех, кто это понимает.
Я сам русский, знающий татарский, если вы этого не поняли из текста выше. Подписывайтесь на канал.
Другие статьи: