Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Ребенок не хочет делать уроки?

Много ли ваших знакомых вздрагивают при слове «школа»? У меня да – от подруг до клиентов. Учебный год ассоциируется не только с ранним подъемом и кучей забот, но и с необходимостью мотивировать делать уроки.

Десятки, сотни, тысячи семей устраивают фейерверк эмоций, чтобы убедить ребенка выполнить задание, выучить стихотворение, сделать поделку..

Давайте разбираться, почему так происходит. Отчего знакомая Машенька все уроки делает сама и вовремя, а мой через крики и слезы?

Дело в том, что в школьной системе в принципе наблюдается сдвиг ответственности за образовательный процесс. Как говорит Л.В. Петрановская, школа въехала в семью, поселилась в каждом доме. На родителей возложена ответственность контролировать процесс, восполнять пробелы в знаниях. На собраниях мы слышим про рейтинг школы, но часто ни слова о том, как помочь детям. Весьма уловимой мелодией витает: «Ваш ребенок действительно хорош, чтобы быть здесь?» И мамы (чаще пап) начинают переживать – какие будут оценки, сможем ли мы доказать, что достойны..

Надо понимать, что дети по своей природе очень любознательны. Им интересно узнавать новое, что-то пробовать, но далеко не в том виде, в каком диктует школа – с жестким графиком, домашними заданиями, отметками.

Любовь к школе не заложена природой. Для большинства детей норма – не хотеть учиться в школе, и задача последней как раз-таки в том, чтобы вовлечь ребенка в образовательный процесс, научить распределять свое время, справляться с нагрузкой, ориентироваться в литературе. Уметь объяснить и мотивировать – это тоже квалификация, и родители не обязаны это уметь.

Но кто-то же учится?

Большинство детей понимают, что учиться в школе и делать уроки – это их обязанность, они принимают правила игры и не выказывают серьезного устойчивого протеста. Получение образования предусматривает ответственность, и в данной ситуации она должна лежать не на родителях, а на ребенке и школе.

Если вы заставляете делать уроки, контролируете их качество, напоминаете положить тетрадку – ответственность у вас. Если спрашиваете у других родителей, что задали – снова на вас. В этой ситуации учитесь вы, это вам надо, чтобы были хорошие отметки, и именно вы пытаетесь «впихнуть» в голову ребенка знания. Это самообман – чего стоят такие четверки и пятерки? Какие за ними реальные знания?

-2

«Но ведь страшно, что он скатится!», – скажет кто-то. Да, этот страх присущ многим родителям, и не в силах справиться с собственной тревогой, мы наседаем на ребенка.

Он начинает учиться так, чтобы от него отвязались. Насколько ему это полезно? Он привык, что отметки хорошие, но ответственность лежит не на нем. Что хуже – плохие отметки или отсутствие мотивации, навыка брать на себя ответственность, неврозы и убитые отношения в семье?

Задача родителя – быть опорой и поддержкой. Мы сочувствуем, что так много задают. Мы приходим на помощь, когда нас попросят. Мы обеспечиваем ребенка необходимой одеждой, обувью и литературой. В остальном нам надо оставаться в стороне и дать право вкладываться в процесс учебы и видеть честный результат.

Исключение – с детьми, у которых есть особенности развития, долгий перерыв в обучении или адаптация. К адаптации относят первые 2-3 месяца первого класса, переход в среднюю/старшую школу или любые другие серьезные перемены. На данном этапе допустимо спрашивать, что задали, напоминать о чем-то. Важно интересоваться эмоциональным состоянием ребенка и тем, как складываются отношения в новой обстановке. Мы не устраняемся – мы рядом, но не перетягиваем одеяло на себя.

В следующих статьях я расскажу, какие бывают сценарии распределения ответственности за обучение в школе и как вернуть ее ребенку. Подписывайтесь на мои обновления, чтобы не пропустить!

Для записи на консультацию пишите в Telegram по тел. +79216888620

Автор: Евгения Мищенко
Психолог, Отношения материнство ОНЛАЙН

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru