Я не раз писал о своей - со времен советского детства - неизбывной любви к фирменному французскому жанру "плаща и шпаги", один из важных фильмов которого - "Горбун" (1959) с Жаном Маре - я посмотрел еще подростком в начале 80-х и остался в полном восторге.
Совсем недавно наконец добрался и до "Горбуна" 1997-го года, которого по какому-то недоразумению пропустил в свое время. И, конечно, не могу избежать соблазна сравнить безусловную классику и относительно современную интерпретацию.
Сразу замечу - ни в коей мере не буду судить ленты разных эпох с позиций "лучше-хуже". Мне интересно сравнить не качество (тем более что шедевр 59-го не нуждается ни в апологетике, ни в критике), а две интерпретации одного сюжета из романа Поля Феваля.
Уверенно и с большой дозой удовлетворения могу сказать, что авторы более свежей версии соблюли дух романтического приключения и законы жанра, избежав соблазна "нового видения", переворачивания оригинала с ног на голову и "актуализации" сюжета. "Горбун" 97-го - кино в хорошем смысле старомодное и одновременно современное.
Думаю, заслуга принадлежит мэтру французского кино Филиппу де Брока, который отлично чувствовал условности жанра. Его карьера начиналась в золотой век "плаща и шпаги", и в 1962-м де Брока поставил костюмную авантюрную ленту "Картуш", ставшую классикой 60-х.
С другой стороны, де Брока обладал тонким коммерческим чутьем и прекрасно понимал, что аудитория за почти 40 лет серьезно изменилась. И снимать прямолинейное, в чем-то наивное кино рубежа 50-60-х в конце 90-х, на грани нового века - занятие бесперспективное.
Поэтому при всем уважении к классике "Горбун" де Брока - фильм своего времени, более сложный по характерам, развитию сюжета и технике съемки.
Начнем с героев - и прежде всего с герцога де Невера, именно его история служит завязкой интриги. В фильме 59-го года де Невер был персонажем эпизодическим, я бы даже сказал - функциональным. Он появлялся в паре-тройке эпизодов, успевал поблагодарить Лагардера за помощь в схватке с наемными убийцами, показать шевалье коронный смертоносный прием - и затем быстро умирал от подлого удара в спину.
В версии 97-го де Невера играет Венсан Перес в зените звездной карьеры, и его персонаж получает куда как больше экранного времени и становится гораздо более объемным с точки зрения драматургии.
В начале фильма де Невер предстает самоуверенным избалованным светским повесой, обладателем огромного родительского состояния, Кажется, вся жизнь для него - сплошное легкомысленное развлечение.
Однако когда де Неверу грозит опасность, это уже не изнеженный аристократ, а настоящее "смертельное оружие". И когда, несмотря на козни завистника, он все-таки узнает, что стал отцом в результате романа с дочерью провинциального дворянина, его реакция неожиданна - он не отмахивается от очередной пассии, а наоборот, приходит в полный восторг, осознает свою ответственность, устремляется просить руки и сердца своей пассии и дать законное положение малютке.
Когда свадьба оборачивается кровавой бойней, де Невер ведет себя мужественно и достойно встречает смерть, думая в первую очередь о безопасности дочери.
Неожиданным оказался выбор актера на главную роль Лагардера. Мы привыкли, что герои "плаща и шпаги" - красавцы Жерар Филип, Жан Маре, Ален Делон, Жерар Баррэ. И вдруг в новой версии "Горбуна" Лагардера играет Даниэль Отой (или Отей). Отой - актер великолепный, но эталонным экранным рыцарем его вряд ли назовешь, особенно по сравнению с Жаном Маре из фильма 59-го.
Думаю, и тут все решил де Брока. Не случайно почти 40 лет назад на главную роль в "Картуше" он пригласил Жана-Поля Бельмондо, который ну никак не ассоциировался с героем костюмного боевика. Как шутили про него - обезьянья внешность и сломанный нос боксера. Тем не менее де Брока сделал именно такой выбор - и явно не прогадал.
Жан Маре играл Идеал, безупречного рыцаря без страха и упрека. Отой привносит в персонаж плоть и кровь, ощущение реальной жизни. Герой Отоя происходит из низов, в детстве ему пришлось быть уличным мальчишкой, ночевать под мостами. Затем - служба солдатом по найму и шаг за шагом продвижение вверх по социальной лестнице.
Да и в отличие от старой ленты, Лагардер Отоя в общении с де Невером сначала движим отнюдь не бескорыстными мотивами. Лагардер проникается уважением к молодому аристократу не сразу, но зато в критический момент показывает свои лучшие черты - верность и решительность, когда клянется умирающему другу и патрону спасти малютку Аврору. И рано или поздно воздать убийце по заслугам.
Маре в отношении к подрастающей Авроре - воплощение благородного опекуна. Функцию няньки берет на себя комик Бурвиль в роли слуги де Лагардера. Отой - самоотвержен, трогателен и по-отечески заботлив. И не торопится открыть Авроре, превращающейся в миловидную девушку, правду о ее происхождении и тот факт, что он ей не отец.
Кстати, образ Авроры претерпел, на мой взгляд, самое радикальное изменение. В "Горбуне" 59-го Аврора - типаж беззащитной "девушки в опасности" (damsel in distress), которую спасает благородный рыцарь. Ее удел - переживать за героя, падать в обморок и прижаться к спасителю перед финальным затемнением экрана и словом FIN.
Выросшая в труппе бродячих артистов Аврора из 97-го - девушка-сорви-голова. Такая может броситься в схватку с мародерами и защитить себя с клинком в руке - ведь папа Лагардер обучал ее не только грамоте.
Владение шпагой не мешает Авроре быть очаровательной юной особой. В отличие от Авроры 59-го года, Аврора в современной интерпретации не скрывает своей чувственности и, узнав что Лагардер ей не отец, она вовсе не шокирована, а скорее обрадована - кажется, подспудно она испытывала не совсем дочерние чувства по отношению к этому мужчине. И именно Аврора берет в руки инициативу, когда речь идет о делах амурных. Кстати, актриса Мари Жиллен за эту роль номинировалась на премию "Сезар" (всего у "Горбуна" было аж 8 номинаций).
Трансформировался и образ отрицательного героя, графа де Гонзага. В 59-м Гонзаг был типичным одномерным злодеем. Гонзаг 90-х в отличном исполнении Фабриса Лукини обретает многогранность и четкую мотивацию. Гонзаг Лукини выглядит не столько зловещим, сколько одновременно жалким и опасным жуликом, готовым пойти и на убийство.
Гонзаг страшно завидует богачу де Неверу, считая последнего баловнем судьбы, совершенно недостойным своей удачи. Гонзаг - кузен де Невера и что-то вроде "бедного родственника", приживала в доме Неверов, выполняющий функции чуть ли не секретаря. Гонзаг мечтает разбогатеть и все время пытается вовлечь герцога в финансовые махинации, но в ответ слышит только смех.
Более того, де Невер очаровывает и соблазняет девушку, в которую влюблен сам Гонзаг. Когда она рожает ребенка и де Невер собирается объявить Аврору наследницей, Гонзаг в отчаянии - ведь после смерти де Невера наследовать гигантское состояние должен был он, кузен. Не зря же Гонзаг устроил неудавшееся покушение на герцога. Загнанный в угол, отчаявшийся неудачник решается играть ва-банк.
Изменение претерпела и линия непосредственно "горбуна". Сюжетно она излагается очень близко в обоих фильмах, поменялось исполнение. В 59-м благодаря чудесам грима красавца Маре делали едва узнаваемым. Видимо, более простодушная аудитория конца 50-х действительно задавалась вопросом, что это за таинственный персонаж. Даже в начале 80-х, подростком, я был впечатлен, когда в финале горбун распрямлялся и величественным жестом Маре сдергивал маску с лица.
Более искушенная публика 90-х вряд ли бы купилась на такой "фокус", поэтому Отою оставили собственное узнаваемое лицо. "Тайна" ушла, зато Отою дали шанс продемонстрировать другую грань дарования и отлично сыграть гротескного персонажа.
Отличная находка - Лагардер изображает горбуна, а в ряде сцен действует как сам Лагардер, только в гриме калеки.
Говоря о приключенческом фильме, невозможно не затронуть аспект зрелищности. Разумеется, боевые сцены "Горбуна" 97-го сняты в современной манере - более подвижная камера, динамичнее монтаж, сложнее хореография боя (fight choreography). В то же время де Брока держит себя в руках, не выходя за рамки жанровых канонов. Фехтование поставлено эффектно, но без излишнего натурализма характерного для 90-х (незадолго до "Горбуна" вышло, к примеру, невероятно кровавое для своего времени "Храброе сердце" (Braveheart, 1995) Мела Гибсона).
Единственный момент, где авторы показали принципиальное отличие от фильма 50-х, - знаменитый "удар герцога де Невера". Несколько ловких движений - и острие клинка вонзается между глаз противника, неся мгновенную смерть. В старом фильме удар деликатно обозначался, после чего на землю падало тело с "кровавым" пятном на лбу. Дело даже не в технических возможностях того времени, сколько в эстетических рамках, державших натурализм под строгим контролем.
В 90-х де Брока не отказал себе в удовольствии снять этот прием так, как в далеком 59-м и не снилось. Смертельные удары наносят герцог де Невер, наученный им Лагардер и.... Аврора, которую тренировал уже Лагардер (еще один момент, который представить в ленте 59-го невозможно). И каждый раз это выглядит очень эффектно, надо признать.
Подводя итоги - естественно, "Горбун" 97-го снят на другом техническом и, рискну сказать, художественном уровне. Это не недостаток старого фильма - ведь тот снимался без претензий на эстетическую ценность каждого кадра, режиссер Андре Юнебелль во главу угла ставил не претензии на высокое искусство, а увлекательное приключение.
"Горбун" де Брока сложнее, драматичнее, зрелищнее - и в то же время наполнен уважением и к жанру, и к классической экранизации.
Год спустя вышел голливудский "Человек в железной маске" с Лео де Каприо. Тот блокбастер я не пропустил - а зря. Д'Артаньян - любовник Анны Австрийской и отец близнецов. Портос, страдающий от простатита. Людовик XIV, убивающий отца-мушкетера. При всей терпимости к разным интерпретациям я пребывал в шоке от увиденного.
По счастью, де Брока ничего подобного нам не предложил. Merci beaucoup!