Найти тему

Цифровые платформы расширяют возможности компаний

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ впервые проанализировал востребованность цифровых платформ в отраслях.

Цифровые платформы стремительно развиваются в России в течение последних нескольких лет, становясь драйверами инновационной активности и кардинальной трансформации в экономике и социальной сфере, ключевым фактором успеха предпринимательской деятельности. Благодаря цифровым платформам развиваются новые сегменты экономической деятельности, выходящие за рамки традиционных видов, такие как FinTech, EdTech, RetailTech, FoodTech, MedTech и др.

В 2021 г. цифровые платформы в целом по России использовали 14.7% организаций. Наиболее широкое распространение они получили в финансовом секторе (33.2%), сфере высшего образования (31.9%), оптовой и розничной торговле (24.6%), ИТ-отрасли (23.2%), сфере информации и связи (21.3%) (рис. 1).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Далее по уровню распространенности цифровых платформ следуют здравоохранение (использовали 16.5% организаций), гостиничный бизнес и сфера общественного питания (15.5%). Цифровые платформы применяла в своей работе каждая восьмая (12.7%) компания, оказывающая услуги по транспортировке, обработке и хранению грузов.

Цифровые платформы задействовали 14.5% предприятий обрабатывающей промышленности, 13.4% организаций, занятых обеспечением энергией, 10.8% – добычей полезных ископаемых. Чуть реже они использовались в сельском хозяйстве (9.8%), профессиональной, научной и технической деятельности (9.3%), госуправлении (9.1%).

Тройку отраслей экономики и социальной сферы с минимальными значениями показателя образуют строительство (8.5%), культура и спорт (7.6%) и операции с недвижимостью (7.5%).

Наиболее активно использовали цифровые платформы компании иностранной собственности – каждая пятая. Среди предприятий российской, совместной российской и иностранной форм собственности доля пользователей цифровых платформ немногим превышает 14%.

Маркетплейсы – наиболее значимые для экономики и востребованные у потребителей цифровые платформы и экосистемы для покупки/продажи товаров и услуг через интернет. По доле компаний предпринимательского сектора, которые используют маркетплейсы, Россия (9%) сопоставима с Польшей и Словенией, несколько опережает Великобританию, Швецию, Нидерланды (по 8%) и незначительно отстает от лидеров – Германии, Ирландии, Испании, Италии (10–11%).

Продажи на маркетплейсах осуществляют как крупный бизнес, так и организации малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели и самозанятые. Наиболее востребованы такие платформы, как Wildberries, «Авито», Ozon, «Алиэкспресс Россия», «СберМаркет» и др. Одно из бесспорных преимуществ маркетплейсов – возможность активно развивать через них онлайн-каналы продаж, в том числе из отдаленных уголков страны. Важен и тот факт, что торговля в этой модели может одновременно осуществляться на нескольких цифровых платформах. Маркетплейсы привлекают низким порогом входа, возможностью получить продвижение товаров/услуг и быстрым доступом к большой потребительской аудитории.

В 2021 г. продажу товаров (работ, услуг) через маркетплейсы осуществляли 6.9% российских организаций (без субъектов малого предпринимательства). Наиболее широко на них представлены компании оптовой и розничной торговли (17.5%), гостиницы и предприятия общественного питания (13.1%), организации финансового сектора (8.8%), обрабатывающей промышленности (8.2%), информации и связи (7.3%) (рис. 2).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Цифровые экосистемы и платформы открывают доступ к технологиям и инновациям для бизнеса, обеспечивают бизнесу значительные конкурентные преимущества, позволяют упрощать взаимодействие с клиентами, партнерами и подрядчиками, максимально переводя его в дистанционную цифровую среду. Их востребованность будет возрастать и в дальнейшем.

Источники: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта «Исследование рынка цифровых экосистем и платформ», реализованного по заказу Ростелекома.

■ Материал подготовили Г. И. Абдрахманова, Г. Г. Ковалева, В. А. Орлова