Найти тему
Абзац

Кости Сапрыкина: как нам остановить вал пожаров

Автор Михаил Дряшин

Фото: Пелагея Тихонова / АГН Москва
Фото: Пелагея Тихонова / АГН Москва

ЧП на объектах инфраструктуры и бизнеса выглядят уже как бедствие. Только сегодня на повестке – пожары в Брянске, Волгограде, Красноярске, Перми. Недели две уже федеральный пал идёт, если не месяц. Беспрерывно.

Стараюсь не думать о поджигателях. Ещё больше стараюсь не переводить их в сознании в статус диверсантов. Однако ж тенденция.

Условный или настоящий товарищ Сталин поджигателей бы давно, конечно, переловил. Устроил бы пару показательных процессов. И неважно, наймитами каких разведок признали бы фигурантов: киевской или уругвайской. Будь они даже просто ротозеями.

Нередко можно услышать: частный собственник, капиталист управляет эффективнее, чем госчиновник. Но за три десятка антисоветских лет мы поняли, что расхлябанность и разгильдяйство на низовом уровне, которые мы имели при позднем социализме, связаны были вовсе не с отсутствием частной собственности. Строгий капиталист с сигарой не эффективнее закрутившего гайки Сталина.

Работнику-то при любой собственности средства производства не принадлежат.

Разница между капиталистом и советской властью была исключительно в карательных мерах. Мотиватор для непосредственного исполнителя – страх. А источником его с равным успехом может быть как хозяин, так и условный Сталин.

Нет у работников низового и часто среднего звена настоящей шкурной заинтересованности в результатах труда. Не крестьяне они и не лавочники. Либо вздрагивают при приближении мастера, либо нет.

Поэтому каждый пожар сейчас, если не рассматривать версию диверсий, это ещё и прививка от капитализма. Да, с жутким побочным эффектом.

Помните хрестоматийное: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы»?

На чём из противопожарных средств они могли сэкономить – сэкономили, какие предосторожности могли обойти – обошли. Невидимая рука рынка, она такая. Кто не спрятался – я не виноват.

Один только страх в отечестве и работает. Он побудительный мотив и великий организатор.

Бывало, отрубишь пальчик у невидимой руки рынка – и пожарная инспекция уже акт проверки просто так не подмахнёт. Ещё пальчик – и торговый центр не из горючих материалов строится. Ещё один на границе – и за рубеж погорельцев с их деньгами никто не выпустит.

Глядишь, и дети их уже в российской школе учатся, а не в Швейцарии, и сами тут у всех на виду. А отдыхать на море попросятся – курорты Краснодарского края с нетерпением ждут.

А никаких других методов для Кости Сапрыкина ещё не придумали.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.