На конференции по искусственному интеллекту 24 ноября Владимир Путин попросил министерство здравоохранения уделять особое внимание цифровизации и использованию современных технологических решений. По мнению президента данная работа крайне важна в первичном звене здравоохранения.
Елена Соколова, представляющая на конференции лабораторию искусственного интеллекта «Сбера», привела такой пример.
В реальной клинике на реальных клинических данных было проанализировано полторы тысячи КТ грудной клетки, из них искусственный интеллект выделил 12 пациентов с высокой вероятностью рака лёгкого, у восьмерых из них диагноз подтвердился, и уже стартовало лечение этих пациентов.
На этой же конференции Евгений Шляхто, директор НМИЦ имени Алмазова, комментируя пример Елены Соколовой, высказал такое мнение:
Замечательный проект, в полной мере соответствует тем трендам, которые есть в здравоохранении. Я бы даже больше сказал: наверное, он относится к области, где искусственный интеллект уже точно работает по некоторым направлениям лучше, чем специалисты в медицине. И даже возникает вопрос: заменит ли искусственный интеллект специалиста или не заменит? Конечно, точно не заменит, но что будет в будущем – это, наверное, специалист, который владеет искусственным интеллектом, будет лучше лечить больных и в конечном итоге заменит того специалиста, который не будет владеть искусственным интеллектом.
Видимо, откликаясь на просьбу Президента уже 25 ноября Минздрав России сообщил о запуске платформы искусственного интеллекта в здравоохранении.
Вот что говорится в новостном сообщении.
Основная задача Платформы – создание цифровой среды для взаимодействия между разработчиками решений на основе искусственного интеллекта (ИИ) и медицинским сообществом.
Платформа призвана помочь медицинскому сообществу формулировать актуальные клинические задачи, организовывать сбор и разметку медицинских данных, публиковать задачи и созданные под них датасеты. Описания задач и датасетов доступны публично, доступ к датасетам, размещенным на Платформе, сможет получить любая российская аккредитованная Минцифрой ИТ-компания.
29 ноября на X Всероссийском съезде судей Председатель Верховного Суда России Вячеслав Лебедев в своем выступлении выделил следующее: во всех видах судопроизводства реализуется возможность подачи процессуальных документов в электронном виде, проведения судебных заседаний с использованием видео-конференц-связи, веб-конференций. Расширение суперсервиса «Правосудие онлайн» предусматривает использование судами технологий искусственного интеллекта.
Мой комментарий
1. Подтверждение рака легкого у 8 пациентов из 12 это - 67 % достоверности обработанных данных ИИ. К сожалению нет информации: 12 подозрений – это первичная обработка ИИ до анализа рентгенологом КТ или после того, как врач-рентгенолог уже дал заключение по снимку об отсутствии патологии.
2. Массивы данных (датасеты) о здоровье населения нарастают. Но одно только накопление в цифре — это уже не достижение. Необходимо приложение к ним ИИ для обработки, так как вручную датасеты просто не проанализировать для выявления закономерностей.
3. Как соотнести заботу о внедрении ИИ в здравоохранение и нехватку кадров в первичном звене?
Мне представляется, что государство делает ставку на то, что обученный и прирученный ИИ сможет компенсировать кадровый голод в регионах (напомню, М.Мурашко на отчете в ГД сообщил: дефицит врачей в России составляет около 25–26 тыс. человек, среднего медперсонала — около 50 тыс. человек) в более короткие сроки, чем увеличение целевого набора студентов и «Земские программы».
Как компенсировать?
За счет ИИ врач сможет вести большее количество пациентов, чем сейчас, правда врача надо сначала обучить применению ИИ и обеспечить «доброе здравие» самого ИИ, а то кредиторская задолженность не позволит БУЗу оплачивать высокоскоростной канал доступа в интернет 😊 и ИИ останется как некая провозглашенная «фишка» (пример: построенные современные ФАПы, стоящие без специалистов).
«Электронным мозгам» не надо платить з/плату по критериям из майского указа, производить спецоценку условий труда, предоставлять отпуск и др. Поэтому дальнейшее финансирование внедрения ИИ в здравоохранение станет, на мой взгляд, даже более приоритетным, чем та же отраслевая система оплаты труда и ее запуск.
4. А теперь об ИИ в правосудии.
Исковое заявление должно отвечать формальным требованиям, закрепленным в ст. 131 ГПК РФ «Форма и содержание искового заявления». Поскольку подача исков возможна в электронному виде - ИИ сможет анализировать соблюдение формальностей в документе на стадии подачи и доводить их до судьи для дальнейшего вынесения определения о принятии заявления к производству или об отказе. В общем-то освобождение судьи от рутинных процедур.
________________________________________________________________________________________
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Обсудить проблемы на работе с медицинским юристом Алексеем Пановым. Получить консультацию, для этого оформить заявку.
_______________________________________________________________________________________
Буду признателен за оценку статьи «пальцем вверх». Можно сохранить публикацию, нажав три точки справа сверху над статьей.
Пишите комментарии.
По предварительной договоренности провожу индивидуальные консультации.
Искусственный интеллект задействован в частной медицине. Это конкурентное преимущество?