Найти в Дзене

Востребован ли еще инженер в стране

Оглавление

Инженер-конструктор - это тот, кто создает машины и механизмы, которые помогают людям жить лучше и комфортнее. Тот, кто создает технику, которая меняет мир вокруг нас.

Кто такой инженер и когда он появился

Словарь определяет инженера как специалиста, который создает и совершенствует технику, механизмы, устройства, средства коммуникации. Но само это слово, равно как и профессия появились только в конце XIX века. До этого в разных странах предпочитали использовать такие слова как «мастер», «квалифицированный рабочий», «мастеровой» и первоначально в России отношение к инженерам было весьма пренебрежительное. Инженер воспринимался просто как рабочий, который знает и умеет чуть больше, чем другие, ну и платят ему соответственно немного больше. А в принципе это низшее сословие, работа у него грязная, он выскочка, парвеню, и в свете ему делать нечего. Ситуация эта неоднократно обыгрывалась в самых разных романах как самого XIX века, так и современных.

«Я была поражена до глубины души таким неприличным союзом. Какой-то Ковалев непонятно откуда, простой рабочий. В ответ Анна подскочила с криком, что это неправда, что господин Ковалев никакой не рабочий, а высокообразованный инженер, получивший образование в Вене и Берлине, и что совсем он не голодранец, заводы, которыми он управляет, наполовину его собственность, и средства у него имеются».

Именно так и менялось отношение к инженерам. Вначале «фи, простой рабочий», затем «он конечно богатый, но происхождение у него незнатное», и, наконец, «Боже, да это же единственный интеллигентный человек, с которым можно поговорить».

Эволюция эта произошла весьма стремительно, и уже к началу ХХ века иметь инженерное образование было не только выгодно, но и весьма престижно. Русские инженеры учились в Германии, Франции, Швейцарии и составляли себе большие состояния и прекрасные партии. В начале ХХ века было уже не редкостью увидеть на центральных улицах Петербурга, Москвы, Минска, Баку изящный особняк в стиле модерн, принадлежащий не аристократу, а купцу или инженеру.

Экспозиция музея Истории Уралмашзавода в Екатеринбурге. Реконструкция кабинета инженера-конструктора во времена СССР.
Экспозиция музея Истории Уралмашзавода в Екатеринбурге. Реконструкция кабинета инженера-конструктора во времена СССР.

Ситуация эта для России совершенно не новая. То же самое происходило и в России XVIII века в эпоху петровской модернизации. Знаменитые Демидовы, неофициальные хозяева Урала, были не только талантливыми управленцами, но и талантливыми инженерами. Такого слова в России тогда еще не существовало, поэтому основателя рода Никиту Демидова вначале просто называли мастеровым или рабочим, а потом сразу стали называть владельцем заводов. Но это был именно инженер в современном понимании. И знаменитый исторический анекдот о починке им пистолета Петра I говорит именно об инженерных, а не об управленческих способностях Демидова, хотя последние у него, несомненно, присутствовали. Впрочем, одно без другого не работает, о чем мы еще поговорим впоследствии.

Сейчас инженер-конструктор — это специалист, который занимается разработкой и внедрением новых технических решений в области машиностроения.
Сейчас инженер-конструктор — это специалист, который занимается разработкой и внедрением новых технических решений в области машиностроения.

Сейчас инженер-конструктор — это специалист, который занимается разработкой и внедрением новых технических решений в области машиностроения. Он должен обладать знаниями в области механики, физики, материаловедения и других наук. Инженер-конструктор занимается разработкой чертежей, схем, трехмерных проектов сложных технических систем. В его обязанности входит проведение различных расчетов, связанных с созданием и проектированием техники.

Что же случилось с профессией инженера

Возникновения почвы развития институтов накопления и распространения инженерных знаний - как следствие производство качественных товаров, требуются достаточные социальные предпосылки и базовый уровень культуры и экономики.

Я отношусь к СССР неоднозначно, как и в другие времена было и хорошее и плохое за время существования, но хочу отметить положительную сторону — ценили трудового человека.
Я отношусь к СССР неоднозначно, как и в другие времена было и хорошее и плохое за время существования, но хочу отметить положительную сторону — ценили трудового человека.

Я отношусь к СССР неоднозначно, как и в другие времена было и хорошее и плохое за время существования, но хочу отметить положительную сторону — ценили трудового человека. В случае успехов отечественных технологий и инженерной культуры 50-х - 60-х, нельзя отрицать, что почвой для них был огромный экономический эффект от использования труда миллионов политзаключённых и других форм экспроприации. Инженеры процветали и зарабатывали хорошие деньги. Советские инженеры, особенно в годы сталинской индустриализации тоже были весьма нужны, и жили по тем временам очень неплохо. То же самое имело место и после второй мировой войны, когда страна восстанавливала уничтоженную промышленность. Что же случилось с профессией инженера на постсоветском пространстве за сто лет, и почему она перестала быть и престижной, и денежной?

-4

Оказываясь на каком-либо производстве в нашей стране, быстро понимаешь, что здесь не везде хватает знаний и опыта хотя бы у тех, кто контролирует процесс выполнения важнейших работ. И физически не хватает тех, кто мог бы эти работы качественно сделать: токарь, фрезеровщик, сборщик, электромонтер, механик, наладчик.

Востребован ли еще инженер в стране?
Востребован ли еще инженер в стране?

В 1950 годы труд инженера уже оплачивался не выше чем труд любого другого сотрудника. Интересные изобретения были редкостью, платили за них чисто символически, поэтому работа инженера все больше превращалась в фикцию. Тем не менее, поскольку в СССР существовал мощный военно-промышленный комплекс, постольку инженеры были нужны и востребованы.

Инженеры уходили в сантехники, электрики, прорабы, таксовали, некоторые в «челноки». Профессия полностью потеряла свой престиж.
Инженеры уходили в сантехники, электрики, прорабы, таксовали, некоторые в «челноки». Профессия полностью потеряла свой престиж.

Наступили 1990 годы. Военно-промышленный комплекс вроде бы оказался ненужным, массового производства товаров народного потребления в стране не было, и казалось, что все, начиная от гвоздей до компьютеров, гораздо дешевле и выгоднее закупить в Европе или в Китае. Разумеется, в сфере добычи полезных ископаемых инженеры по-прежнему были нужны, и их труд прекрасно оплачивался, но для этого хватало пары тысяч человек на всю страну. И ценность инженера стала стремиться к нулю.

Инженеры уходили в сантехники, электрики, прорабы, таксовали, некоторые в «челноки». Профессия полностью потеряла свой престиж. Конкурс на бюджетные места на соответствующих факультетах стал составлять 0,4 человека на место, тогда как в финансовых и юридических институтах конкурс достигал 5-6 человек на бюджетное место.

Работаю инженером в судоремонте. Оплата труда упала и у людей просто руки опускаются. Люди работают от безысходности в малом городе, но это плохая мотивация.

Давайте подумаем, почему так произошло: если общество знает все подробности жизни теле звезд, но при этом понятия не имеет, кто лучший наладчик, станочник, инженер, конструктор, технолог, механик какие новые сложные технические изделия, нужные стране и миру, мы производим, а какие уже не производим – такое общество обречено на деградацию. Едва достаточная зарплата на жизнь за непосильные объемы, связанные с нехваткой кадров и вынужденным сокращением сотрудников под влиянием политико-экономических факторов, отсутствие каких-либо других мотивирующих стимулов - веские причины для молодых людей выбрать путь в обучении и карьере, далекий от инженерных и технических специальностей.

Где ценят и берегут кадры, позволяют расти и обучаться - там они остаются на десятилетия и составляют «золотой фонд».
Где ценят и берегут кадры, позволяют расти и обучаться - там они остаются на десятилетия и составляют «золотой фонд».

Хотя политики и заявляют о нехватке специалистов в этой сфере, но ни об уважении инженеров и рабочих, ни об улучшении условий для них речь не идет, и в довершение на практике последнее с годами только усугубляется. Хотя с центральных каналов мы и слышим о модернизации, инновациях, развитии, но в действительности некогда мощная промышленность продолжает деградировать. В итоге страна лишилась производства, а вместе с тем и инженеров, равно как и квалифицированных рабочих.

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни.
Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни.

И это при том, что инвестиционно привлекательными объекты делает в значительной степени именно инженерно-кадровый потенциал предприятий. Соответственно, нельзя говорить и о какой-то конкурентоспособности нашей страны на геополитической карте мира без проведения серьезных изменений в этом направлении.

А что говорит статистика

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни.
Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни.

В настоящий момент можно наблюдать следующую картину:

  • примерно 90% населения нашей планеты - потребители, создающие спрос и отходы;
  • около 1% населения - люди, принимающие решения по распределению ресурсов;
  • почти 9% людей Земли накапливают знания и навыки для обеспечения всех вышеперечисленных всем необходимым для комфортной жизни.

А кто из них заслуживает хорошего дохода и уважения окружающих? Ответ неоднозначен. Как так?

Технологический прогресс не стоит на месте - и снижает потребность в производственных силах. Поэтому 9% ”знающих” оказываются не сильно востребованными. А вот без 90% потребителей модернизированный технологичный мир обойтись не может - и поощряет их, стимулирует на покупки - таким образом распределяет денежную массу, чтобы именно у ничего не создающих “офисных” потребителей хватало средств для приобретений.

При таком “перераспределении” основной доход оседает у “распределяющего” 1% населения планеты, приобретающего власть и возможность манипулировать народными массами. Что, в свою очередь, приводит к стремлению молодого поколения уютно и сыто устроиться рядом с ними, в локальных центрах накопления и распределения ресурсов - крупных городах. А стареющим специалистам-производственникам со времен СССР ничего не остается, как бороться за существование на пенсии, без передачи своего опыта в деревнях, селах, небольших провинциальных городах.

К чему неуклонно ведет такое положение дел

Манипуляция массами невозможна без сохранения геополитического превосходства, без постоянного подавления стран-конкурентов - финансового, физического, морального. Какими методами? Кто знаком с книгой “Новая исповедь экономического убийцы”, хорошо представляет основные из них. А история развития стран многократно обнажала наиболее действенный - геноцид.

Многочисленные факты этого разрушительного явления не рассматривались в Гааге или Нюрнберге просто в силу оправданности мер целями колонизаторства и наличием ресурсов, способных подавить менее оснащенные народы без лишней огласки. Если еще недавно огнестрельное оружие было тем самым ресурсом, то в современной действительности к нему присоединились информационные и космические технологии.

Многие ли гуманные европейцы помнят историю таких колоний Британской империи, как Тасмания, Ирландия, Австралия и Новая Зеландия? Чаще всего в обсуждениях этих фактов звучат слова “развитие общества”, “прогресс”, “модернизация”, а факты массовой гибели приобретают размытые очертания слухов.

Об испанской колонизации Америки тоже говорилось много: написаны тысячи книг, снято не меньше фильмов Непосильным трудом индейцев под кнутами испанцев взращивались новые города колонизаторов, разрабатывались рудники. Массовые казни индейцев при подавлении бунтов и многотысячные смерти от завезенных испанцами болезней не считались чем-то из ряда вон… Но разве сокращение их численности с 25 млн до полутора можно хоть чем-то оправдать в рамках демократического и гуманистического общества?

Может, в современном мире что-то изменилось? Какая оценка дается действиям в Восточном Тиморе, в Бразилии - с племенами двиваро, яномама, в Бангладеш - с народом джумма, в Парагвае - с народностью аче? Всему находятся оправдания - и суды не находят веских причин для признания вины колонизатора… Так кто следующий на очереди?

К чему эти выводы

Сложная экономика устойчивей к изменению конъектуры на мировом рынке, у неё больше точек роста и возможностей.
Сложная экономика устойчивей к изменению конъектуры на мировом рынке, у неё больше точек роста и возможностей.

Сложная экономика устойчивей к изменению конъектуры на мировом рынке, у неё больше точек роста и возможностей. Лидерами на геополитической арене остаются страны с достаточной технической и военной мощью для отстаивания своих интересов. Обеспечить такую мощь может только научно-техническое превосходство, подкрепленное знаниями и умением правильно ими пользоваться. Именно эти знания позволяют “распределительным центрам” увеличивать территорию сбора ресурсов или отстаивать уже имеющуюся. У любой страны без инженеров только один выход в области экономики — торговать сырьем по низкой стоимости, проедая ресурсы рассчитанные на поколения не развивая промышленность.

Постсоветское пространство еще остается емким источником ресурсов, нуждающимся в надежной защите знаниями для сохранения лидирующих геополитических позиций. Сохраняя научно-технический, военный и промышленный потенциал, наша страна пока прикрыта от подавляющих методов колонизаторов. И сможет оставаться под защитой, внедряя новые стандарты инженерного образования, сохраняя знания в своих границах.

Важно понимать и тот факт, что уютные места у распределительных центров не гарантируют защиту. Простым примером могут служить довольно часто всплывающие скандалы с участием “золотых детей”, когда состоятельные отцы отказывают чадам в материальных благах, но с готовностью отправляют учиться. Зачем? Увеличить их шансы на выживание и помочь конкурировать в среде мировой экономики с помощью управления полученными знаниями.

Как повысить конкурентоспособность молодежи в сложившихся обстоятельствах

Задача современного общества - обеспечить возможность получения качественного инженерного образования
Задача современного общества - обеспечить возможность получения качественного инженерного образования

Задача современного общества - обеспечить возможность получения качественного инженерного образования и практически на заводах и фабриках по всей территории страны, вне зависимости от местоположения центров распределения. Помогая большему числу молодых специалистов стать более конкурентоспособными в мировой экономике, государство в целом обретает “технический щит”, возможность оставаться в лидерах.

Однако в настоящий момент система подготовки профессионалов находится в плачевном состоянии, о чем говорят сами молодые выпускники технических ВУЗов на собеседованиях, где в считанные минуты проявляются серьезные пробелы в знаниях.

Многие в “верхах” уже отстаивают возвращение качественного образования со времен СССР, но до него еще очень далеко. Тем временем, мешкать нельзя - все происходящее сейчас на политической арене это подтверждает.

Пока же каждый из нас может полагаться лишь на свою силу воли и доступность информации - тем, кто хочет получить знания, как и во все времена, ничто не помешает: через сеть легко найти нужных “наставников” и наладить обмен опытом, отыскать учебники и прочие вспомогательные материалы для формирования необходимой базы знаний. А транспортная доступность открывает безграничные возможности для практики и наработки опыта.

Нельзя забывать и о силе единомышленников объединяясь, создавая и продвигая совместные образовательные проекты, подобные “экспериментальному техническому полигону hackerspaces”, — мастерская-клуб, где энтузиасты могут заниматься любимым делом, будь то радиолюбительство, конструирование, программирование, моделирование или даже художественное творчество, где можно значительно ускорить процесс восстановления качества образования “снизу”, пока “верхи” пропускают свои проекты через бумажные и законодательные препоны и дозревают до принятия новых, поступающих от народа. Типичные действия в хакерспейсах включают:

  • получение знаний и опыта, обмен ими
  • презентации и лекции
  • социальную активность и развлекательные мероприятия

Хакерспейсы предоставляют инфраструктуру необходимую для этих действий: помещения, станки, электроэнергию, серверы и компьютерные сети с доступом в интернет, разнообразнейшие инструменты. Хакерспейс как идея пространства с разным оборудованием, где собираются люди с самыми разными знаниями и опытом для того, чтобы творить, появилась в 90-хх гг прошлого века в Германии. Здесь можно заниматься чем угодно, не мешая другим. При этом все участники стараются создавать пространство, комфортное для работы.

Одно из направлений в изменениях системы образования - непрерывное обучение со школьной скамьи детей которым интересна инженерная деятельность с погружением в производственный процесс. Теория и практика неразлучны, формирование специалиста начинается в школе и продолжается на всех ступенях карьеры с непрекращающимся обучением, далее уже можно будет систематизировано передать опыт потомкам. Уже со школы проекты могут воплощаться в жизнь прямо на производстве. При этом осваивается не только теория, нарабатывается опыт, реализуются новые идеи, но и приобретается навык решения производственных проблем. В идеале, школьное образование можно вписать в эту концепцию.

Если серьезно, современный мир – это мир постиндустриальный, но это мир техники.
Если серьезно, современный мир – это мир постиндустриальный, но это мир техники.

Примечательно, что сервисы hh.ru и Supejob в разные периоды проводили исследование, согласно которому профессия инженера вошла в топ-3 самых востребованных за последние три года. Среди направлений — инженер-конструктор, инженер-технолог, главный инженер и инженер по робототехническим установкам.

На протяжении 2022 года экономика стран претерпевает серьезную трансформацию, в том числе относительно промышленности, Правительством взят курс на модернизацию практически всех отраслей: безусловно, сделать это одномоментно невозможно, поэтому потребуется и еще какой-то переходный период для того, чтобы встать на рельсы собственной промышленности. Основой таких трансформаций являются высококвалифицированные специалисты — и инженеры в первую очередь. Я надеюсь, что в ближайшее время государство предпримет меры по повышению престижа и привлечению молодежи в данный сектор.

Здесь, как и в любой другой сфере, немаловажна квалификация работника. Поэтому следует позаботиться о том, чтобы не ограничиваться средним профессиональным образованием, а также начать практиковать как можно раньше. Так что не следует с предвзятостью относиться к данной специальности.

Да, мы отстаем по многим промышленным показателям, если сравнивать с прогрессивными странами. Однако будет ли развиваться по пути модернизации и инновации наша страна и будет ли в этом преуспевать, можно будет судить через несколько лет. И вы можете успеть в этом поучаствовать самым активным образом!

Если серьезно, современный мир – это мир постиндустриальный, но это мир техники. И человек, разбирающийся в нем, всегда находится в более выигрышной ситуации, чем человек, который просто знает, что станок включается нажатием этой красной кнопки.
Если серьезно, современный мир – это мир постиндустриальный, но это мир техники. И человек, разбирающийся в нем, всегда находится в более выигрышной ситуации, чем человек, который просто знает, что станок включается нажатием этой красной кнопки.

Если серьезно, современный мир – это мир постиндустриальный, но это мир техники. И человек, разбирающийся в нем, всегда находится в более выигрышной ситуации, чем человек, который просто знает, что станок включается нажатием этой красной кнопки. Поэтому становитесь инженерами, заботясь о благополучии страны и о собственном благополучии. Разуметься, если у нас есть к этому соответствующие способности. Все в наших руках!

Поделитесь этой статьей, если вы считаете, что она может быть полезной для кого-то еще. И, конечно, не забудьте поставить лайк.

Поделитесь этой статьей, если вы считаете, что она может быть полезной для кого-то еще. И, конечно, не забудьте поставить лайк.
Поделитесь этой статьей, если вы считаете, что она может быть полезной для кого-то еще. И, конечно, не забудьте поставить лайк.