Найти тему
ПОД СТУК

Зачем на старых ручных железнодорожных стрелках устанавливался вот этот фонарь с «грибом» в верхней части?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Есть на железной дороге устройства и системы, которые применялись в прошлом, однако, «в ходе эволюции» были заменены иными, зачастую автоматизированными, или, как минимум, более совершенными аналогами. Сюда можно отнести, например, ручные стрелочные переводы, или же электрожезловую систему регулирования движения.

Автор: DenDor | train-photo.ru
Автор: DenDor | train-photo.ru

Однако, в этой статье мы как раз поговорим про ручные стрелочные переводы, которые нынче можно встретить разве что на парковых путях, подъездных путях, ну или на перегонах малодеятельных участков железных дорог нашей страны. Большинство же стрелочных переводов автоматические и управляются с пульта дежурного по станции или поездного диспетчера, посредством электрической или диспетчерской централизации.

В целом, ручная стрелка выглядит как-то уютно что ли, атмосферно. И есть у неё один атрибут, который прям выделяется - это фонарь, или его более поэтичное название - флюгарка, которая установлена на станине стрелочного перевода. Вместе с «грибком» в верхней части, она ещё чем-то напоминает бутылку какого-нибудь крепкого напитка. Также, чаще на ручных стрелках, которые остались в эксплуатации, встречается просто вот такой указатель.

Автор: besour
Автор: besour

Из этого можно сделать, вывод, что как флюгарка, так и указатель служат для определения того, в каком положении находится стрелка. Убедиться можно в этом, открыв инструкцию по сигнализации (ИСИ) - один из руководящих (наряду с ПТЭ и ИДП) документом на железной дороге.

-3
-4

Вот из этих двух картинок всё и становится понятно - фонарь нужен для того, чтобы стрелочник и машинист понимали, в каком положении сейчас находится стрелочный перевод. Это также можно понять и посмотрев на то, к каким рельсам прижаты остряки, однако быстрее всё таки будет это сделать, взглянув на фонарь. Ну на остряки посмотреть может разве что стрелочник, машинисту то в них вглядываться уж точно некогда.

-5

Поэтому, при движении по стрелочному переводу прямо, фонарь будет повернут как бы сплошной стороной. А если есть отклонение на боковой путь, то фонарь будет смотреть на машиниста «глазом». Внутри фонаря установлена керосиновая лампа, которая обеспечивает свечение ночью, кстати для этого и нужен тот самый «гриб» в верхней части - это дефлектор, который создаёт тягу для лучшего горения керосина в лампе.

-6

Кстати, из этих картинок также следует, что направление стрелочного перевода можно также определить по расположению противовеса (который также иногда называют балансиром) и переводного рычага.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-7