Найти в Дзене
Акселератор Спринт

История ИРИ: как в России появился оператор поддержки создания интернет-контента

Оглавление

В подкасте «История российского интернета» Алексей Гореславский, генеральный директор АНО «ИРИ», делится историей создания ИРИ и рассказывает про условия прохождения конкурсного отбора для проектов. Коротко об этом — в нашем материале.

Про создание ИРИ

С 2020 года ИРИ является оператором субсидии на создание контента в интернете, но история началась на год раньше, со стартовой суммой в 800 млн.рублей:

«Отчасти я и моё руководство в лице Сергей Кириенко, заместителя главы администрации президента, инициировали создание нормальных условий для создания контента в интернете. За 2 года до появления ИРИ была практика с фондом «Президентских грантов»: государство делало конкурс и любой проект мог поучаствовать, и если его цели и задачи совпадают с заявленными целями организации, а значит и с государственными целями — он мог получить деньги на реализацию проекта на прозрачных условиях отбора. Мы подумали, почему нельзя сделать то же самое для контента в интернете?»

Создателей контента в Рунете огромное количество — от крупных платформ до небольших ИП. В случае с ИРИ цель была в том, чтобы создать условия, когда любой мог прийти, предложить свой идею и принять участие в конкурсе.

В 2019 году это был небольшой конкурс — условный «стартовый пакет» для создания подобных проектов. Уже со следующего года субсидия полностью перешла в ИРИ, который до этого имел экспертно-аналитическую функцию и был создан в 2014 году. С 2020 года ИРИ является оператором этой субсидии.

Идея Института развития интернета была в том, чтобы сказать рынку: деньги есть, а значит — с их помощью можно создавать качественный и оригинальный контент, совпадающий с основным тематическим линиям, которые определяет ИРИ.

Про систему отбора проектов

Система отбора в ИРИ устроена таким образом: конкурс открывается, и в течение определенного календарного времени заявители могут подать заявки с описанием своего проекта и примерным расчетом бюджета, который они хотят на него потратить.

Первый уровень отбора заключается в проверке участников, которые подали заявки, а на втором уровне комиссия оценивает идеи проектов и сравнивает их с тематическими линиями ИРИ:

«Если проект про “что-то хорошее”, но не про то, что нам нужно, мы говорим: “спасибо большое, приходите тогда, когда мы добавим новые тематические линии”. Мы называем такие проекты “про всё хорошее и не про плохое” — к сожалению, они не всегда совпадают с тем, что мы можем сделать».

Дальше проект оценивают анонимные эксперты и расставляют баллы по анкете. Каждый эксперт просматривает по 20-40 проектов в период отбора. Процесс проверки строится на том, что анонимные эксперты читают обезличенные заявки участников. После просмотра экспертов составляется балльный рейтинг. Каждый год количество проектов увеличивается в пять раз, поэтому приходится повышать балл и ужесточать условия отбора.

Затем проекты, которые получили больше определенного количества баллов, отсматривает конкурсный комитет. Результаты выходят на наблюдательный совет. Его возглавляет Сергей Кириенко, замруководителя администрации президента РФ, Дмитрий Чернышенко, вице-премьер, Ольга Любимова, министр культуры, представители Госдумы и киносообщества — всего порядка 20 человек. Они утверждают единый проходной балл и результаты конкурса.

В 2020 году «на кону» было 3 миллиарда и ИРИ впервые провели подобный конкурс. Сейчас — это уже 15 миллиардов рублей, что в 5 раз больше, чем в момент перезапуска Института.

Один из важнейших факторов деятельности ИРИ — это обязательное софинансирование:

«Мы не верим в проекты, которые строятся на 100% выдаче государственных денег. По моему опыту, это приводит к профанации и привычке жить на выданные деньги. Поэтому у нас есть базовое требование: 30% софинансирования по крупным проектам и до 50% по ряду других. Мы говорим: идите и ищите спонсоров — платформы или телеканалы, то есть тех, кто готов вложить деньги, чтобы проект взлетел. Таким образом у нас получаются интересные коллаборации. Например, Okko и Первый канал с нами делают сериал "Смута”».

Напоминаем, что 8 декабря в 11.00 ФРИИ совместно с ИРИ проводят стратегическую сессию, посвящённую развитию ИТ-проектов в вузовской среде.

Читайте подробности о мероприятии и присоединяйтесь к нашей встрече.