Найти тему

Как распознать дислексию в дошкольном возрасте. Рекомендации учителя-логопеда

Чтение — это сложный психофизический процесс, и его нарушение называется дислексией. Число людей, которые испытывают трудности при чтении и восприятии печатного текста сейчас возрастает. О том, как распознать дислексию в дошкольном возрасте и на что стоит обратить внимание родителям рассказывает учитель-логопед программы PYP Мария Грошева.

Мария Грошева, учитель-логопед программы PYP гимназии Сколково.
Мария Грошева, учитель-логопед программы PYP гимназии Сколково.

«Так как ребенок только делает первые шаги по усвоению навыков чтения и письма, у дошкольников дислексию не диагностируют. Но понять, есть ли у ребенка предрасположенность к дислексии и другим трудностям в обучении можно уже в раннем возрасте.

И вот, на что мы рекомендуем обратить внимание родителям:

  • ребенок поздно начал ползать/не ползал и сразу пошел;
  • активно пытался заговорить и заговорил к двум годам, но позже развитие речи затормозилось;
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • испытывает трудности с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
  • не может научиться играть с мячом (кидает мимо, не может поймать мяч и пр.), избегает таких игр;
  • проявляются проблемы с удержанием баланса: не может стоять на одной ноге, не может научиться ездить на велосипеде, самокате и т. п.;
  • не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
  • ребенок часто замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками;
  • наблюдаются поведенческие особенности: резкие перепады настроения, сложности с контролем и выражением эмоций, быстрая утомляемость, сложности с концентрацией внимания и выполнением задач, требующих строгой последовательности шагов и пр.;
  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложности с ориентацией в пространстве, например: ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы — до изучения алфавита, таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
  • нежелание читать вслух, писать и т. д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Расстройство процесса чтения негативно влияет на процесс обучения, школьную адаптацию, формирование личности и характер психического развития ребенка. Поэтому важно как можно раньше обратиться за специализированной помощью к логопеду.

Особое внимание к развитию ребенка следует уделить семьям, где у одного или обоих родителей есть дислексия или дисграфия (частичное нарушение процесса письма), сопровождающие их на протяжении всей жизни.

Если у ребенка более трех вышеперечисленных проблем, рекомендуется обратиться к специалистам — нейропсихологу и логопеду — для выявления предрасположенности к дислексии и другим связанным с ней трудностям обучения».