В Узбекистане ударили морозы. Газа стало не хватать на отопление. Попутно возросла и нагрузка на электросети, поскольку жители стали пользоваться электрообогреватели.
Правительство республики директивно ограничило потребление электроэнергии. В частности, было лимитировано ночное освещение городов.
Бухара не то что бы погрузилась во мрак, нет. Но исторический центр города выглядит сейчас вот так:
Те бухарцы, что связаны с туризмом, пребывают в прострации. Они давно уже не видели свой город темным и пустым.
Для сравнения, еще совсем недавно, в начале ноября, туристический центр Бухары светился как... ну, как и положено светиться туристическому центру:
Меры правительства Узбекистана временные, без сомнения, и скоро всё вернется на круги своя. Исторический центр Бухары снова засияет огнями как... ну, как Диснейленд или другая машина по обслуживанию туристов и выкачивания из них денег.
Но нынешний опыт позволяет как бы увидеть настоящую Бухару, такую, какой она была во времена эмирата. Без западной иллюминации, гирлянд, подсветок и сияющих вывесок.
Потому что ночью правоверным жителям Бухары полагалось спать. И не просто полагалось: по городу ходили специальные караулы. Начальник караулов назывался миршаб, дословно – «князь ночи». Попавшихся ночью на улицах бухарцев отводили к миршабу и задерживали до утра.
Что отнюдь не означает, что ночная Бухара была прям царством мрака. Редкие огоньки так же светились во тьме, как в сегодняшней Бухаре ноября 2022-го.
Светились в первую очередь караульные помещения самого миршаба, их было несколько на город.
Горели фонари на Регистане, это бдили караульные топчибаши, командующего артиллерией и попутно, начальника секретной службы бухарских эмиров. Кстати, одно из медресе на Регистане называлось Масчити ду фанари, «Мечеть двух фонарей».
Огоньки можно было увидеть и в кварталах ремесленников. Например, во дворах пекарен, выпекающих лепешки для продажи днем.
Но это были редкие световые пятна, как и сейчас:
Впрочем, иногда Бухара все же сияла и по ночам. Во времена религиозных и народных праздников.
В месяц Рамадан по мусульманскому календарю правоверные должны были соблюдать пост и воздерживаться днем от еды и питья. Но ночью кушать не возбранялось и лавки со съестным, харчевни, на время Рамадана становились центами общественной жизни. С соответствующим освещением. (Во времена позднего эмирата такие лавки освещались керосиновыми лампами).
Во время весеннего праздника Сайль (сейчас известен как Навруз) основные гуляния проходили всё же днем. Что не мешало бухарцам веселиться и ночью, в специально отведенных местах. Кроме того, во время праздника Сайль совершались ночные бдения возле мазаров. (Напр., женщины собирались возле Мавзолея Самани) Такие бдения можно было увидеть издалека, поскольку они освещались огнями, зажигаемых в чиракдонах. (Вообще-то чиракдоны и огни в них были пережитком зороастризма, но мусульманские священнослужители в Бухаре такими тонкостями пренебрегали и к народному Исламу относились лояльно)
Но все это осталось в далеком прошлом, вытесненое пошлой туристической индустрией.
Так что, кому посчастливится быть в Бухаре в эти дни — могут оценить момент и попытаться увидеть Бухару такой, какой она некогда была.
P. S. Может быть у кого-то из прочитавших эти строки есть фото ночной Бухары? Поделитесь в комментариях!