Немножко информации к размышлению о состоянии критически важной инфраструктуры в одном соседнем государстве. И о переделе собственности.
Как сообщают, президент Казахстана обратился к своему правительству с просьбой рассмотреть вопрос о национализации «проблемных» электростанций после того, как из-за аварии жители северного города вынуждены в своих домах сидеть без отопления.
Из-за аварии на выходных на электростанции в Экибастузе огромные участки города с населением более 100 000 человек [примерно 150 тысяч] остались без центрального отопления, в то время, как ночные температуры достигли -30 градусов по Цельсию.
Аким Павлодарской области Абылкаир Скаков заявил, что лично руководил эвакуацией воспитанников детского дома после объявления 27 ноября чрезвычайного положения в Экибастузе.
По данным властей, по состоянию на 28 ноября большинству жителей было восстановлено центральное отопление, а представители правящей партии Казахстана «Аманат» хвастались тем, что в рамках гуманитарной помощи доставили тысячу электрических радиаторов.
В заявлении Минэнерго объяснило аварию повреждением трубопроводной системы, доставляющей теплоноситель по всему городу, что привело к падению давления и остановке пяти котлов. В заявлении отмечается, что в августе правительственная комиссия потребовала от владельца электростанции ускорить работы по ремонту, в частности сети труб, которые, по оценке министерства, устарели на 70 процентов. Как и многие объекты советской постройки, Экибастузская ТЭЦ обеспечивает город как электроэнергией, так и теплом.
По данным Минэнерго, из 37 крупных электростанций в Казахстане 22 находятся в частной собственности.
Электростанция в Экибастузе была построена в 1956 году, но в настоящее время контролируется Среднеазиатской электроэнергетической корпорацией, контрольный пакет акций которой принадлежит промышленным и финансовым магнатам Александру Клебанову и Сергею Кану.
Та же компания подверглась критике в марте, когда на ее электростанции в Петропавловске, примерно в восьми часах езды к северу от Экибастуза, рухнула дымовая труба, что привело к несчастному случаю со смертельным исходом и тогда дома жителей тоже остались без отопления.
Директор завода был арестован, а Клебанов и Кан, бизнесмены, разбогатевшие при бывшем президенте Нурсултане Назарбаеве, остались нетронутыми.
27 ноября поздно вечером в Telegram пресс-служба президента Касым-Жомарта Токаева написала, что Токаев попросил премьер-министра Алихана Смаилова «рассмотреть вопрос о возвращении проблемных энергетических активов в городах страны в государственную собственность».
В заявлении аварии и проблемы с электроснабжением объясняются «низким качеством управления» на объектах, и говорится, что государство окажет материальную поддержку жителям Экибастуза.
Для Токаева хрупкая, стареющая и недостаточно финансируемая энергетическая система стала насущной проблемой.
Ветхое состояние местной энергетической инфраструктуры в Экибастузе глава государства отмечал еще в октябре, во время визита в Павлодарскую и Карагандинскую области.
Тогда, всего за две недели до того, как он пошел на выборы, более 20 000 жителей Риддера, шахтерского городка на северо-востоке страны, на несколько дней остались без надлежащего отопления и горячей воды после аварии на местной частной электростанции.
Губернатор Восточно-Казахстанской области Даниял Ахметов 10 ноября обвинил руководство Риддерской электростанции в предоставлении недостоверных отчетов о состоянии инфраструктуры ТЭЦ.
Министр энергетики Болат Акчулаков сказал, что рассматриваются «меры» против компании.
Ключевая проблема в этом секторе заключается в том, что производство электроэнергии и, в частности, теплового отопления не является прибыльным бизнесом. Как жалуются представители энергетики, тарифы низкие, а резкое их повышение политически неприемлемо.
Это делает электростанции наиболее ценными для владельцев, которые также контролируют другие энергоемкие предприятия. В частности, Клебанова обвиняли в майнинге криптовалют.
Между тем у частных владельцев электростанций мало стимулов вкладывать средства в модернизацию – ситуация, которая в долгосрочной перспективе выглядит очень негативно для Казахстана.