И вот эта молодежь, нанятые за деньги извозчики и санитары, по задумке Федора Михайловича, ходили по улицам Москвы и подбирали всех больных, увечных, немощных и пьяных. Презрение за бедными и больными вполне в традиции христианской церкви, но забота о пьяных при Ртищеве появляется впервые. Андреевский монастырь стал первым московским вытрезвителем. Туда отвозили, напившихся до бесчувствия, вытрезвляли их, оказывали, если нужно, медицинскую помощь, одевали, кормили и только потом отпускали. Вместе с ними в монастырь привозили многочисленных нищих, побиравшихся на площадях. Мыли, кормили, лечили, одевали, давали денег и отпускали обратно. А на их место сразу поступал очередной московский бедолага. Многие современники осуждали Ртищева, утверждая, что забота о пьяницах и нищих поощряет попрошайничество. Через 150 лет так же будут осуждать другого русского святого немецкого происхождения – доктора Гааза за желание помочь каторжникам, которые заслужили мучения.