Нравится знакомиться с абсолютными цифрами, а не только с относительными: когда объёмы покупок/продаж указаны в конкретных рублях или евро/долларах, а не только в процентах по отношению к прошлым периодам. Вот наконец и российский СПГ подсчитали.
Как сообщает Bloomberg, в этом году Европейский союз сократил свою зависимость от российских энергоносителей, запретив импорт угля и приготовив нефтяное эмбарго. Но экспорт одного продукта находится на подъеме и вряд ли в ближайшее время он столкнется с бойкотом ЕС.
Импорт сжиженного природного газа из России вырос за год примерно на 40%, поскольку покупатели пытаются заменить трубопроводные поставки. Это горькая пилюля для многих стран блока, которые наложили на Кремль жесткие санкции, чтобы лишить его средств. ЕС потратил рекордные 12,5 млрд евро (13 млрд долларов) на российский СПГ с января по сентябрь 2022 года— в пять раз больше, чем годом ранее.
Растущий спрос со стороны таких стран, как Франция и Бельгия, помог сделать Россию поставщиком СПГ № 2 в Северо-Западную Европу в этом году. При этом она значительно уступает США, но опережает Катар.
До конца февраля 2022 года трубопроводный газ из России был крупнейшим источником топлива в Европе. С тех пор регион был вынужден ввозить больше СПГ — из России и со всего мира — чтобы не гасить свет и пополнять запасы на зиму.
Как сказала Анн-Софи Корбо, научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета:
«Российский СПГ должен продолжать поступать [на европейский рынок]. Нам он нужен в глобальном балансе СПГ: он и так достаточно перегружен [проблемами]. Я думаю, что большинство европейских стран действительно счастливы закрывать на это глаза».
Среди европейских стран только Великобритания и страны Балтии прекратили покупать российский СПГ. Напротив, покупатели во всем регионе уже избегают покупать российскую нефть, хотя запрет ЕС должен вступить в силу 5 декабря.
Полное эмбарго на российский газ никогда серьезно не рассматривалось, учитывая нехватку мировых поставок и возможность еще более жесткого рынка в следующем году. Тем не менее, ЕС предпринял усилия по поиску альтернативных источников. В марте блок пообещал заменить почти две трети своего импорта газа из России уже в этом году, при этом большая часть новых объемов приходится на СПГ.
Российский газ в настоящее время составляет менее 10% поставок топлива в регионе по сравнению с более чем одной третью в прошлом году, но доля СПГ в российских поставках близка к половине.
Поставки российского СПГ по Европе не равномерны. Поскольку Великобритания отказывается от российского СПГ, грузы нашли пристанище в другом месте: поставки СПГ с января по октябрь в бельгийские порты увеличились более чем вдвое, а импорт Франции вырос на 60%.
Как заявил на брифинге 25 ноября главный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер:
«Мы никогда не объявляли о какой-либо работе по запрету российского газа, и это не изменилось».
Большинство мировых поставок СПГ проходят в рамках долгосрочных контрактов, причем продавцы часто являются крупными транснациональными корпорациями, которые в целом неподконтрольны правительствам.
Например, французской TotalEnergies SE принадлежит 20% акций Ямал СПГ, крупнейшего СПГ-производителя в России. Хотя компания приостановила новые инвестиции в России и продала некоторые активы в стране, она обязалась оставаться на Ямале, чтобы обеспечить поставки газа в Европу, пока позволяют санкции. Total также владеет 19% российского ПАО «Новатэк», которое контролирует проект.
Как заявил в октябре генеральный директор «Новатэка» Леонид Михельсон:
«В нынешних условиях не может быть «хороших» и «плохих» СПГ-проектов».
Компания также наращивает мощности: уже в следующем году начнется работа гигантского проекта «Арктик СПГ-2».
Государственный энергетический гигант ПАО «Газпром», в основном поставщик трубопроводного газа в Европу, также начал поставки СПГ в регион. Хотя его масштабный проект «Сахалин-2» на Дальнем Востоке России обычно поставляет грузы в Азию, новый, меньший по размеру объект на российском побережье Балтийского моря [с которого раньше шёл дешевый трубопроводный газ в Германию - прим. Об этом не говорят] отправил свои первые СПГ-партии [дорогие] в Грецию.
Это не означает, что Россия не будет ограничивать поставки СПГ в будущем, как это делается с трубопроводными потоками. Ранее в этом году Москва запретила поставки сверхохлажденного топлива бывшему торговому подразделению «Газпрома», изъятому Германией [не воруйте российские активы и газ будет - прим. Об этом не говорят]. Некоторые покупатели также опасаются, что правительство может потребовать рублевых платежей за СПГ, как это было весной за трубопроводный газ, но пока такого решения нет [а зря - прим. Об этом не говорят].
Влияние растущей торговли СПГ на российский бюджет неясно, хотя правительство добивается повышения налогов на прибыль от экспортеров топлива. И хотя Москва поставляет меньше трубопроводного газа в Европу, она получит выгоду от высоких рыночных цен.
На данный момент у Европы, похоже, нет иного выбора, кроме как продолжать покупать российский сжиженный газ. Поскольку потребители страдают от самого серьезного кризиса стоимости жизни за последние десятилетия, а высокие цены на топливо вызывают инфляцию, энергетическая безопасность является главным приоритетом для правительств во всем регионе.
Газовый рынок «вероятно, останется напряженным до тех пор, пока не появятся новые поставки СПГ - самое раннее в 2025 году», — сказала консультант Кейт Доуриан, внештатный научный сотрудник Института арабских государств Персидского залива в Вашингтоне. «Сомнительно, что ЕС найдет консенсус относительно ужесточения санкций, в том числе и
в отношении российского СПГ».
Тем временем спотовые цены на газ в Европе находятся в районе 1500 долларов за тысячу кубометров.