Найти тему

Это по нашему, по Юго-Западному.

Много лет назад один коренной москвич повёл коренную ленинградку в театр. Этот поход изначально был нонсенсом. Москвич и ленинградка уже несочетаемое сочетание. А когда меня привели к театру, это был когнитивный диссонанс. Разрыв шаблона, как сейчас говорят. Воспитанная в классике северной пальмиры, для меня театр был храмом. С пилястрами, колоннами, амурами и прочей позолотой. А тут я даже вход в театр с трудом смогла идентифицировать. Я морщила носик и когда шли в зрительный зал. Ни тебе хрустальных люстр и помпезной торжественности, ни трепета от значимости - полуподвальное маленькое тесное место не вызывало никакого трепета. Однако всё переменилось, как только началось действо. Это место стало сакральным.

Фото Ольга Бобкова. Олег Николаевич Леушин.
Фото Ольга Бобкова. Олег Николаевич Леушин.

Тогда в Театре на Юго-Западе давали "Укрощение строптивой". Как символично получилось. Желание поговорить с тем кто управляет струнами наших душ появилось именно тогда. Увы, с Мастером Валерием Романовичем Беляковичем не успела лично повстречаться, а вот принявший дело Маэстро Олег Николаевич Леушин осуществил мечту. Мне довелось побеседовать за чашкой чая с Олегом Николаевичем.

Фото Ольга Бобкова  Спектакль Средство Макропулоса.
Фото Ольга Бобкова Спектакль Средство Макропулоса.

Я не журналист. И меня не учили правильно вести интервью, задавать правильные вопросы и от посему получилась именно беседа. Конечно первым был вопрос о премьерном спектакле "Средство Макропулоса"

- Олег Николаевич, почему этот спектакль? Это созвучие с нынешним временем ?

(О.Н.Л)- 28 октября тридцать лет назад на этой сцене впервые сыграли Карина и я в спектакле "Ромэо и Джульетта". 28 октября день рождения Карины Дымонт. Я, как мужчина, должен был преподнести женщине подарок. Но я же не просто мужчина, я мужчина - режиссёр. Что может подарить режиссёр актрисе? Конечно же заглавную роль в спектакле. И я долго искал соразмерно её таланту, её опыту пьесу. И вдруг откуда-то из подсознания всплыла эта пьеса. И вот пока был отпуск разрабатывались костюмы, декорации и текст, музыка. И в начале сезона приступил к репетициям. И вот 28 октября сыграли этот бенефис.

Фото Ольга Бобкова
Фото Ольга Бобкова

Вот без всякого смысла скрытого. А подтексты и смысл ... Вот сейчас спектакль будет жить. И смысл, и подтексты найдут сами зрители. Потому как темы-то на самом деле подняты серьезные. Хорошо ли это бессмертие, или всё ж хватит нам 50-60 лет? Все подтексты рождаются потом. Нам главное, опять же приведу слова Романыча (Валерий Романович Белякович (прим. автора)): "Научитесь товарищи режиссёры рассказать историю красивую и очень внятно, толково, прозрачно". Вот мы рассказали историю. А что в ней потом артисты для себя найдут, что для себя вынесут зрители - это уже вторично. Мы сделали.

Фото Ольга Бобкова
Фото Ольга Бобкова

- Неужели костюмы вы сами продумываете?

(О.Н.Л) Ну, у меня есть художник по костюмам. И так повезло мне - что она моя жена. Так что у нас бурно происходит в семейной жизни: думаешь ну хоть дома-то не о театре. Нет, нет и дома о театре. Бывает даже ссоримся, но в спорах, как говорится, рождается истина.

Фото Ольга Бобкова
Фото Ольга Бобкова

Мы рисуем, находим стилистику, мы обсуждаем как это и что это, и куда это. И вообще что у нас есть в загашниках. Зачастую бывает что финансов нет, а спектакль должен быть. И, кстати, вот эта постановка внебюджетная, внеплановая. Поэтому мы задействовали всё что можно найти из снятых спектаклей. Всё равно получилась гармония.

- Как же получается что именно этот артист на эту роль? Например, в Женитьбе, прекрасная Фёкла именно Андрей Кудзин очень ограничен. И откуда такая стилистика кабуки?

Фото Ольга Бобкова
Фото Ольга Бобкова

(О.Н.Л) Потому что я знаю своих артистов очень хорошо. Хотя там была одна ротация. Не угадал, но я хотел дать шанс одному артисту, получился другой. Но я просто поменял местами их. И оно легло как надо. А так когда придумываешь спектакль, уже понимаешь кто это сможет сыграть.

Когда делаешь адаптацию к сцене - ты уже видишь лица, слышишь голоса именно этих артистов.

К слову, кабуки скучный театр, не для нашего менталитета. А вот Такарадзука это потрясающе!

— После просмотра Женитьбы вопрос возникал только один: как это скучнейшее произведение можно было сделать так чтобы оно было незабываемо весёлым.

Фото Ольга Бобкова. Спектакль Карнавальная шутка
Фото Ольга Бобкова. Спектакль Карнавальная шутка

(О.Н.Л) Это ж наша Юго-Западная история. У нас же вообще был прошлый сезон юбилейный, сорок пятый, а со спектакля Женитьба началась история нашего театра. А он со временем сошел с репертуара и мне хотелось на один раз хотя бы возродить в молодёжном составе, сделать кальку с того спектакля, который был. Сыграем один раз, дань памяти свою отдадим и всё. Но у меня же уже была идея, была музыка и ... Я им сказал: ребят, у нас два варианта. И все уцепились за второй - не повторять, а сделать своё. А было у нас на всё про всё две с половиной недели. С нуля. Без костюмов, без всего. Но была задорная команда, сумасшедший режиссер и потрясающий художник по звуку. И песня "..когда б имел златые горы.." это своеобразный парафраз на тот спектакль. Этой песней начинался и заканчивался тот, первый, спектакль.

И это по нашему, по юго-западному.

— А танцы кто ставит? Это постоянный хореограф?

Фото Ольга Бобкова
Фото Ольга Бобкова

(О.Н.Л) Нет. Есть несколько постановщиков. Вот в той же Женитьбе все танцы ставил Андрей Кудзин.

— Художники по свету публикой не чествуются, но ведь именно делают большую часть декораций на Юго-Западе. Как это происходит?

Фото Ольга Бобкова Спектакль Книжный воришка
Фото Ольга Бобкова Спектакль Книжный воришка

(О.Н.Л) Как происходит.. Я вот вижу картинку. Например, мы делали "Кабала святош" Мольера. Даже рисовал декорации. И декорации даже сделали... Ну дрянь-дрянь-дрянь. Всё не то. Ну как найти этот Пале Рояль, символ закулисных дел, как...как..как.. Бегу к художнику по свету: Скажи есть такие фонари что бы можно было сделать кулисы? - Сейчас посмотрим. Есть - говорит. Вот и всё. Вот два технических вопроса, а дальше он уже сам решает как всё это сбалансировать. Так что и тут тандемная работа.

— Во одних театрах после спектакля артисты разгримировались и по своим домам-делам. В других остаются поговорить за рюмочкой чаю. У вас как?

(О.Н.Л) Тут по разному. Иногда остаются репетировать, колобродят... У них энергии хоть отбавляй! Как ни придёшь - кто-нибудь где-нибудь что-то репетирует.

Фото Ольга Бобкова
Фото Ольга Бобкова

— К сожалению я не видела Макбет целиком. Только фрагмент на праздновании юбилея. Там своеобразные костюмы похожие на сеть, а под песню Любэ их выход изумителен был.

(О.Н.Л) Ну там не сети, а кольчуги. Самые настоящие железные кольчуги, которые весят по 12 — 18 кг. Вес точно знаю. Когда в Японии делали Магбет вес багажа в самолёт нужно было знать. В Пензе нашли мастера который сделал эти кольчуги.

Фото Ольга Бобкова  Спектакль Макбет
Фото Ольга Бобкова Спектакль Макбет

Японцы перед вторым актом пришли с просьбой сменить кольчуги на их костюмы. Тяжело им было носить. Слабаки!

— А Зоофилини? Байкерская амуниция?

Фото Ольга Бобкова  Спектакль Зоофилини
Фото Ольга Бобкова Спектакль Зоофилини

(О.Н.Л) Нет. Хоккейная. И даже на головах это хоккейные щитки. А смотрится как стильные римские доспехи.

— А музыку кто подбирает? Сочение несочетаемого. Классику и нынешнюю попсу соединить сложно, но не в театре на Юго-Западе.

(О.Н.Л) Музыку, лично к моим спектаклям, мы уже много лет работаем с Михаилом Борисовичем Коротковым. У него отличное музыкальное чувство. Откуда от достаёт музыку - даже не знаю. Если бы не он, я даже не знаю как бы выглядели мои спектакли, как бы они звучали. Я ему говорю: ну вот спектакль, вот такая пьеса, вот такие мысли по этому моменту. - Угу, хорошо.- и уходит. Через какое то время начинает мне сбрасывать треки. Сам отслушивает больше тысячи треков. Мне даёт немного. Около ста-ста пятидесяти.

Фото Ольга Бобкова  Спектакль Зоофилини
Фото Ольга Бобкова Спектакль Зоофилини

Или волею случая нашлась музыка к Зоофилини на юбилейный вечер. Мне очень хотелось чтобы Зоофилини прозвучал на юбилейном вечере. Потому что это очень точный, очень жесткий, очень стильный спектакль. Еду в машине, голова занята юбилеем, радио играет и вдруг эта песня ! Так вот же она!!

Ведь по сути это был вечер пародий. Мы же можем с высоты нашего опыта, таланта сами над собой поиронизировать.

А Ромул Великий с Джуджалярим. Ну ведь смешно? Смешно. Но это ж праздник. И это правильно.

Фото Ольга Бобкова
Фото Ольга Бобкова

На том и стоим.

Все будет правильно, на этом построен мир. ©Воланд. М.А.Булгаков

Про спектакли

Карнавальная шутка , Юбилейный спектакль, Старые грехи, Женитьба, Зойкина квартирка , Средство Макропулоса.