Между статьями о книгах я решила поделиться впечатлениями о поездке в Юрьевец прошлым летом. Младшая дочь и я очень хотели попасть в музейный центр Андрея Тарковского, а муж со старшей дочерью охотно поддержали наше маниакально-неукротимое стремление :) Ехали мы от Переславля-Залесского, где на базе отдыха, располагавшейся прямо на заросшем речными злаками берегу Плещеева озера, была наша штаб-квартира (мой вам совет, никогда не останавливайтесь в лесных базах отдыха жарким летом, если вы интроверт! Окна закрыть не удастся, и задушевные разговоры придётся вести под аккомпанемент милых детских воплей и радостного гогота подвыпивших отдыхающих).
Мы долго ехали по удивительным золотым полям, сонным и мерцающим под одеялом августовского зноя. Лето угасало в такой апокалиптической жаре, что все мысли были исполнены какого-то "крайнего" меланхолического пессимизма. Предгрозовая тревога, смешанная с восхищением и умилением от красоты России. Я смотрела и думала, вернее, четко осознавала, что связана с этой землей, что я не смогу жить на другой земле, что всё мое вдохновение рождается именно здесь, а в иных прекрасных местах я, в конце концов, выдохну то самое тоскливое " Надоели мне ваши красоты!".
Приехали мы около пяти вечера, и Юрьевец, небольшой городок на берегу Горьковского водохранилища встретил нас такой тишиной и безлюдьем, что мне некоторое время казалось -- вокруг декорации провинциального городка, а все актёры разбрелись куда-то. Это впечатление нарушила старенькая побитая мазда, в которую грузились двое -- энергичный мужчина в камуфляжной жилетке поверх футболки и милая девушка с очень усталым лицом. Я посмотрела на дверь, из которой они вышли, и поняла, что это сотрудники местной редакции (название какого-то периодического издания вылетело из головы). Тут же рядом с редакцией располагался мемориальный скверик с фигурой стилизованного колокола- ангела и огромной цитатой Андрея Тарковского.
Мы медленно прошлись по пустынной центральной площади, со старым кирпичным Входо-Иерусалимским собором и чудесной, похожей на высокую свечу, побеленной колокольней рядышком. Когда шли от собора обратно к улице Тарковского, на площадь выкатились сотрудницы местного краеведческого музея. Работники культуры в Юрьевце явно были самой активной прослойкой населения.
Тетеньки с круглыми прическами спешили домой, у одной в руках был пакет с длинными зонтиками укропа. Явно чей-то дар для засолки огурцов. Когда тетеньки пробегали мимо нас обнаружился ещё один обитатель сонной площади -- из припаркованного около музея микроавтобуса раздался бодрый возглас:
-- Девчонки, а по пивку холодненькому?
Музейные дамы на секунду растерялись, потом похихикали, и та, что с укропом потащила свою коллегу дальше, крикнув:
-- Ног нет, а дома дела! Какое нам пивко?
Мы подошли к улочке, почти полностью погруженной в тень, вечернее солнце, мягкое и ласковое, заливало светом верхушку ещё одного собора, расположенного на улочке, круто уходившей вверх по холму. Судя по всему, это и была та самая Симоновская (Богоявленская) церковь, о которой упоминается в цитате Тарковского (в мемориальном скверике).
Центр Тарковского (открытый в 1996 году) устроен в доме его бабушки по материнской линии , Веры Николаевны Дубасовой. В этом доме маленький Андрей отдыхал в детстве во время каникул и провел несколько лет в эвакуации. В музейном центре есть библиотека любимых книг мастера, видеотека с его фильмами, комнаты и рабочий кабинет оформлены при участии сестры Тарковского -- Марины Тарковской. Здесь также хранится архив режиссера, выкупленный на аукционе Sotheby’s.
Когда ходишь по комнатам (изначально это была коммунальная квартира, в доме жило несколько семей), слышен голос Тарковского, звучит запись его интервью. Из-за этого возникает ощущение его реального присутствия, потом звучит музыка Баха, и маленький деревенский дом вообще теряет свои границы, выплывает в культурное мировое пространство.
Большая светлая комната с кадрами из фильмов на светлых полотнищах просто завораживает. Вечерний свет просвечивал их насквозь, и лица героев картин Тарковского сияли.
Во дворе музейного центра очень запоминающийся памятник (установлен в 2007 году) -- это имитация фрагмента белой монастырской стены с нишей, в которой находится икона св. преподобного Андрея Рублева (в память о картине Тарковского). Рядом колодец, возможно, потому что тема воды, символа смерти и нового рождения, присутствует во всех фильмах Тарковского.
Я не могла долго медитировать в доме, потому что с нами путешествовал наш спаниель Рэй, а в музей его заводить было неудобно. Мы посидели с ним во дворе на лавочке, потом прошлись по улице Тарковского до конца.
Обнаружили, кстати, на соседней улице прекрасный музей в доме архитекторов братьев Весниных, там экспозицию с огромным удовольствием посмотрел наш папа.
Музейный центр оставил глубокое впечатление, всё сделано с любовью, спасибо работникам местного Краеведческого музея и всем неравнодушным. Столько труда, сил и стараний...
На другом берегу Волги в Завражье (там родился Андрей Тарковский) есть ещё один его музей, он посвящен сразу двум великим уроженцам села -- Андрею Тарковскому и Павлу Флоренскому. Может быть, и туда нам как-нибудь удастся съездить.
Мы ещё успели искупаться и уезжали из грустного и тихого городка, когда солнце совсем спряталось. Всю долгую обратную дорогу было ощущение тихой грусти, мысли о заброшенности маленьких провинциальных городов, где скрыты такие сокровища нашей памяти не давали покоя.
Вот Юрьевец, Юрьевец
город какой –
Посмотришь в бинокль на него
с высоты –
У самой воды,
под самой горой
В две улицы тянется
на три версты.
А.Тарковский
Друзья, буду рада комментариям и лайкам! Это поможет развиваться каналу.