Виктор Талалихин воевал в Великой Отечественной всего несколько месяцев и погиб в 23-летнем возрасте. Тем не менее, он стал одним из самых известных и легендарных лётчиков советских ВВС – благодаря ночному тарану немецкого бомбардировщика, который Талалихин совершил в ночь с 6 на 7 августа 1941 года, в районе Домодедово.
Наш лётчик, раненый в руку ответным огнём со сбитого им бомбардировщика «Хейнкель», на парашюте спустился в речку Северку. В бою также выжил пилот He-111 фельдфебель люфтваффе Рудольф Шик. Только в плен он был взят не седьмого, а лишь двадцать седьмого августа 1941 года!
Поисковиками были найдены не только обломки и мотор истребителя Талалихина (И-16) с сохранившимся заводским номером. Но и обломки немецкого бомбардировщика He-111, а также останки его экипажа. В него входило пятеро военнослужащих люфтваффе: бортмеханик фельдфебель Готтфрид Пуршке, радист унтер-офицер Ганс Франке, два летчика-наблюдателя – лейтенанты Ганс-Иоахим Гетц и Йозеф Ташнер и пилот фельдфебель Рудольф Шик.
Перипетии удивительной судьбы этого лётчика из третьей группы 26-й бомбардировочной эскадры оживают при ознакомлении с лагерным делом военнопленного Р.Шика и протокол его допроса разведотделом штаба 24-й армии, в полосе которой, на участке 19-й стрелковой дивизии, он был пойман 27 августа 1941 года.
До этого дня Рудольфу Шику фантастически везло. В прошлом его экипаж бомбил Англию, а на Восточный фронт был переброшен 1 августа 1941 года, вместе со всей авиагруппой. Всего в том ночном налёте на Москву (с 6-го на 7 августа) из её состава участвовало 18 машин, все – с зажигательными бомбами.
Летели они по приборам, маршрутом Бобруйск-Смоленск-Вязьма-Москва, одиночным порядком, без связи друг с другом. Это был второй боевой вылет экипажа Шика над советской территорией.
Ни о каком таране их самолёта Рудольф Шик не упоминает. Говорит он лишь о том, что был сбит советским истребителем; загорелись непротектированные топливные баки Не-111; пришлось спасаться из горящей машины, выпрыгнув с парашютом.
В это сложно поверить, но Шик пошёл на запад, и за 20 дней этого пути ему удалось преодолеть пешком около трёхсот километров по советской территории! Поражает, что за время этого марафона он не был задержан многочисленными патрулями, и не был выдан местными жителями. Напротив, если верить Рудольфу Шику, крестьяне в советских деревнях отнеслись к нему лояльно, и даже давали еду.
На допросах фельдфебель Рудольф Шик показал себя достаточно подкованным в политических вопросах молодым человеком. Он заявил помощнику начальника разведотдела штаба 24-й армии по авиации капитану Коврижкину, что не имеет ничего лично против русских. А война эта началась из-за интриг Англии, которая стравила Германию и СССР в смертельной схватке.
Как известно, пилот 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Виктор Талалихин после своего подвига продолжил защищать небо Москвы от вторжений прочих «Рудольфов Шиков». 27 октября того же, 1941 года Виктор погиб в воздушном бою под Подольском.
Пилот сбитого им в знаменитом таране самолёта пережил его чуть больше, чем на год. 3-го ноября 1942 года заключённый, бывший лётчик люфтваффе Рудольф Фридрих Шик умер от туберкулёза лёгких в стационаре лагеря № 95, что в городе Кыштым Челябинской области. Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. А место захоронения Шика не сохранилось.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, почему за 20 дней не схватили немецкого пилота?